Маквала Касрашвили: Я старалась подражать знаменитым певцам – ​и у меня это получалось Персона

Маквала Касрашвили: Я старалась подражать знаменитым певцам – ​и у меня это получалось

В репертуаре оперной певицы Маквалы Касрашвили в Большом театре были партии, среди прочих, Татьяны Лариной, Тоски, Иоланты, Наташи Ростовой и Турандот. Сегодня она преподает вокал в Центре оперного пения Галины Вишневской. Есть ли у голоса «срок годности», как на него влияют гормоны, и как не сломать природные данные певца Маквала Касрашвили (МК) рассказала Елене Ромашовой (ЕР).

ЕР Красивый голос – это дар или все-таки результат кропотливой работы?

МК Я считаю, что голос – божий дар. Если природа дала такой талант, то уже в 12–13 лет, когда человек еще формируется физически, ощущается непреодолимая потребность петь, выражать свои чувства через пение. Ко мне это осознание пришло в 10–11 лет. Слушая записи классических опер, трансляции по радио, я старалась подражать знаменитым певцам. И у меня это получалось. А к 13 годам у меня уже развился женский голос, благодаря которому я могла задуматься об обучении пению.

ЕР Наличие или отсутствие голоса можно распознать в раннем возрасте?

МК Да. Детский голосок может быть «маленьким», но все равно уже проявляться. К 13–14 годам он становится крепче. Тогда же можно понять, стоит ли человеку продолжать обучаться именно классическому пению или отдать предпочтение эстрадному. Для эстрады не нужен мощный голос, не так важна техника. Здесь достаточно выразительности, музыкальности и артистизма.

Хорошо, когда попадаются педагоги, которые правильно ведут ребенка, не мешая его природе, не переучивая. Дети, у которых есть голоса, поют естественно, и надо развивать их с точки зрения этой естественности.

ЕР Достаточно ли иметь голос, чтобы стать выдающимся исполнителем?

МК Наличие голоса не означает, что человек может стать певцом. Для этого, помимо всего прочего, нужна огромная интуиция и хорошее постороннее «ухо» грамотного педагога.

Слушая в юности, скажем, записи Ренаты Тебальди, я старалась имитировать ее манеру пения, и мне казалось, что я правильно интуитивно ощущаю, что она делает технически. Но знания, направление может дать только хороший педагог.

От педагога и от нагрузки, которая дается молодому певцу, очень многое зависит. По канонам вначале молодым певцам дают вокализы, гаммы, произведения Скарлатти, Генделя, Моцарта – то есть музыку, на которой проще научить исполнителя кантиленному пению. Потом уже изучаются произведения Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини и так далее. В училище в течение четырех лет я пела «от природы», не анализируя, что делаю. И к моменту поступления в консерваторию у меня был голос, скажем так, амортизирован. Я потеряла ту природную свежесть, которая у меня была, потому что молодым певцам все-таки нельзя давать большую нагрузку. В консерватории я попала к педагогу – известной оперной певице, солистке Большого театра Вере Александ­ровне Давыдовой, которая фактически возвратила мою природу.

ЕР То есть педагог не должен «ломать» природные данные певца, а как бы идти за ним, направляя его?

МК Я всегда говорю, что научить петь невозможно, можно только научиться петь. Педагог может быть очень хорошим, но без взаимопонимания между ним и учеником ничего не получится. Сам певец может воспринимать неправильно какие-то требования педагога. Поэтому успех далеко не всегда зависит от педагога.

Очень часто бывает так, что потрясающие певцы с блестящей карьерой, начав педагогическую деятельность, не в состоянии толком научить своих подопечных…

ЕР Почему?

МК Прежде всего потому, что к каждому нужен индивидуальный подход. Кто-то поет очень глубоко, и надо знать, как вывести этот звук, чтобы он лился и шел вперед, не создавая напряжение в связках. Иногда педагоги учат результату как процессу. Естественно, мы хотим, чтобы голос звучал ярко, полетно и перекрывал оркестр, когда выходишь на большую сцену. Но это все техническая сторона пения. Задача педагога, среди прочего, – объяснить, что нужно делать, в том числе на физиологическом уровне. Нельзя просто сказать «пойте близко», «посылайте в голову», «сажайте на грудь». Нужно объяснять, что это значит.

ЕР Подходы в постановке голоса у нас и на Западе как-то различаются?

МК Кто бы что ни говорил, школа звуковедения одна, и корни у нее итальянские, поскольку именно в Италии зародилась опера. Мой педагог Вера Давыдова даже говорила, что я правнучка знаменитого Эверарди: он преподавал в Санкт-­Петербурге и воспитал певцов, которые потом обучали моего педагога, а она передавала эти знания мне.

Сам итальянский язык абсолютно правильно формирует звук, что очень важно. Но это не значит, что если мы поем на русском, на немецком или на французском, мы должны по-разному извлекать звук.

Хотя, как я понимаю, не каждый певец может стать россиниевским певцом или исполнять барочную музыку. Для этого нужно обязательно иметь от природы подвижную гортань. Я, например, никогда не смогла бы исполнять музыку Россини – у меня нет для этого врожденной предрасположенности.

ЕР Я читала, что в будущем из-за физиологических изменений, которые происходят эволюционно с человеком, не останется певцов, способных петь голосами, которые раньше были у кастратов.

МК Этого не может быть. Были и есть контратеноры, способные петь женским голосом. Причем я не могу сказать, что это большая редкость. Уверена, что в дальнейшем подобные голоса будут появляться. Сегодня очень часто ставятся те оперы Генделя, Глюка, Гайдна и других композиторов, которые писали для таких голосов – именно потому что есть, кому их исполнять.

ЕР Можно ли быть в сфере оперного пения самоучкой и добиться высот? Или всегда нужен педагог?

МК Думаю, что быть здесь самоучкой все-таки невозможно. Человек может от природы владеть техникой пения. Можно заниматься пением интуитивно, пока организм молодой. Но стоит человеку спеть в больном состоянии, как он может потерять навыки, на которые опирался инстинктивно. И тут уже нужны знания и анализ того, чем тебя наградила природа. Кроме того, иногда собственные ощущения у певца могут быть абсолютно неправильными. Поэтому обязательно нужно ухо профессионала, который может вовремя подсказать и повести человека по правильному пути.

Сцена из спектакля «Пиковая дама»

ЕР У голоса есть условный срок годности? Когда певцу лучше закончить карьеру?

МК Своеобразный «срок годности» может быть, если певец не относится к себе критически и не развивается технически. Нельзя перегружать голос. Нужно знать, какой репертуар тебе подходит. Если переходишь на более тяжелый, то к этому нужно подойти с умом. Если этого не делать, рискуешь преждевременно израсходовать свои данные и уже к 40–50 годам остаться без голоса.

У женщин еще сложнее. В определенные периоды жизни у них происходят физиологические изменения из-за которых теряется ощущение правильной техники. К этому нужно относиться с пониманием и просто отслеживать эти процессы. Поэтому, относясь к себе бережно и разумно, можно и после пятидесяти сохранить голос.

В 72 года, то есть пять лет назад, я пела «Тоску» и «Турандот» в Большом театре, хотя в таком возрасте уже мало исполнителей выходят на сцену. Практически потеряв в раннем возрасте голос, в дальнейшем я уже осознанно с помощью педагогов восстанавливала его, четко понимая, что делаю правильно, а что нет. И всю карьеру я прислушивалась к мнению своих коллег по сцене, если что-то недопонимала. И мне это очень помогло. То, что я анализировала свои действия, помогло мне долго держать форму. Но возраст в любом случае берет свое, даже физически становится сложно петь.

ЕР Я считала, что на состояние голоса может повлиять только что-то очень серьезное – переохлаждение, травма. Но, как оказалось, даже изменение гормонального фона у женщины в определенный период может отразиться на качестве пения.

МК В России до сих пор существует практика, когда певица на три дня каждый месяц освобождается от пения, хотя, например, на Западе такого нет. Там исполнительницы принимают медикаменты, чтобы не повредить связки. Если отек не снять, на связки ляжет большая нагрузка, а это не безобидно.

Также опасно петь из-за повышенной нагрузки на связки, когда человек простужен. Делая часто что-то через силу, повышается давление на связки, что вызывает их несмыкание, могут появиться узлы, которые придется оперировать. И неизвестно, сохранит человек после этого голос или нет.

ЕР Как артисты ухаживают за своим голосом?

МК Существует целая совокупность факторов: не переутомляться, не петь лишнее, даже если очень хочется, соблюдать правильную технику пения. Нельзя просто выспаться и думать, что голос сразу красиво зазвучит.

Непосредственно перед пением не следует пить чай или кофе – эти напитки сушат слизистую. В день или даже накануне не стоит употреблять острую пищу, алкоголь. Перед пением нельзя делать тяжелые физические упражнения.

ЕР Я знаю, что некоторые исполнители прибегают к некоему «допингу», чтобы скорее восстановиться. Насколько это распространенная практика?

МК Когда опытный исполнитель вынужден выступать перенося на ногах, к примеру, простуду, часто возникает несмыкание голосовых связок. В этом случае врач-ларинголог действительно может прибегнуть к лекарствам – «залить» связки специальным раствором, чтобы сделать их ровными, снять отек. Но к таким вмешательствам лучше вообще не прибегать или обращаться к ним в самых экстренных случаях, когда просто нет иного выхода. Иначе такая попытка «восстановиться» может закончиться плачевно и обернуться потерей голоса.

На фото сверху: сцена из спектакля «Турандот»