Мальчик Коля и Гагарин События

Мальчик Коля и Гагарин

В Московской галерее «ГРАУНД Солянка» состоялось сразу пять премьер

Покорение Космоса – дело молодых и амбициозных; покорение слушателя, тем более, современного, всегда вынуждает композитора идти на риск.

Пятеро смелых: Мария Аникеева, Вячеслав Харченко, Максим Бабинцев, Андрей Бесогонов и Вадим Генин представили публике свои сочинения в День космонавтики, буквально отправив их в первый полет. Там их сопровождал терменвокс и ансамбль народных инструментов; бесценным топливом послужил энтузиазм кураторов и бурлящая атмосфера центра современного искусства.

«Никогда не знаешь, что может понравиться публике», – признается один из композиторов, Максим Бабинцев. «Бывает, что-то простое нравится, а что-то сложное – нет! Стараюсь относиться к этому философски». Судя по реакции зала, оба сочинения молодого композитора – «Каденция» для терменвокса и «Чувство атома. Астрокосмология» для ансамбля народных инструментов – произвели на публику исключительное впечатление. В «Чувстве атома» композитор соединил тональную и атональную музыку. В результате среди авангардных фигур родилась интонация русской народной песни. Именно она и стала ядром, к которому, подобно атомам, начали притягиваться все элементы музыкальной ткани. Идея, вдохновившая Бабинцева, принадлежит Циолковскому. Точные слова великого ученого можно было прочитать в буклете, что однозначно помогало восприятию музыки.

К сожалению, не всем описаниям концепта новых сочинений хватило ясности. Пьеса «Blueshift» Андрея Бесогонова у многих вызвала недоумение. Во-первых, сложным названием из области астрофизики, на попытку объяснения которого ушла вся аннотация. Во-вторых, мучительно длинными диссонансными педалями баяна и частыми кластерами домр, на некоторое время потерявших свойство музыкальных инструментов.

Космогоничность программы подчеркивало звучание терменвокса – инструмента, чей тембр неизменно вызывает ассоциации с чем-то сверхъестественным.

Голоса пришельцев, океанских чудовищ, завывание ветра и пение сирен – такие краски сумела извлечь из своего инструмента титулованная солистка Олеся Ростовская. Одетая в серебристый плащ, со спокойным, красивым и невозмутимым лицом, она сама была похожа на представительницу внеземной цивилизации. Сочинения для терменвокса звучали вперемежку с музыкальными премьерами. Подобный порядок оказался очень удачным, что отдельно отметил после концерта один из слушателей: «Мне легко было воспринимать новое и переключаться. Я совсем не устал, как это бывало на других концертах современной музыки. Казалось, все закончилось слишком быстро, хотелось слушать еще».

Для исполнителей, которые были в этот вечер на сцене, прежний опыт игры современной музыки оказался полезен лишь отчасти. Домристы Теймур Кулиев, Никита Еремин и Алексей Герасимов, а также Елизавета Мельниченко, исполнившая партию звончатых гуслей, признались, что многие приемы игры на их музыкальных инструментах ранее не существовали и в этом концерте были использованы впервые. Например, звукоизвлечение электрощеткой, электрическим фонариком или губкой для мытья посуды. При этом надо отметить, что общее впечатление от подобных экспериментов не было отталкивающим. То ли уши современного человека уже привыкли к какофонии звуков, которая окружает нас в повседневной жизни, то ли сделано это было очень талантливо (особенно хочется отметить произведение «It’s from Space!!!» Вадима Генина, состоявшее исключительно из стуков и шумов). Но публика внимала подобным экзерсисам с благожелательным вниманием.

«Пульсар» Вячеслава Харченко, исполненный ансамблем в начале программы, дал возможность слушателям мягко настроиться на общую тональность и стилистику звучания, подготовил их восприятие к последующим сочинениям. А вот завершили концерт две пьесы идейного вдохновителя проекта Марии Аникеевой – «Небо в алмазах» для терменвокса соло и «Мальчик Коля и Гагарин» для расширенного ансамбля, в котором к народным инструментам добавились ударные, саксофон и двое вокалистов. На первый взгляд, странный текст, который звучал в этом произведении, резюмировал идею всего концерта. В этом талантливом послесловии соединились День космонавтики и Станислав Лем, квантовая физика и вера человека – даже такого искушенного, как мы с вами, – в то, что в конце пути все-таки будет Свет.

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады