Малер духовный и не очень Мнение

Малер духовный и не очень

На лейбле Sony Classical вышел новый диск Теодора Курентзиса — Шестая симфония Малера с оркестром Пермской оперы musicAeterna. Запись стала предметом дискуссии в профессиональном сообществе.

Наталия Сурнина,
музыкальный критик

Два года назад, исполняя Шестую Малера в Москве, Курентзис обещал, что это будет «такой духовный Малер, не американский». Запись, сделанная после концерта, превосходна, но она не просто американская, она голливудская. Говоря о том, что без венского гения не было бы современной музыки – ни Шёнберга, ни Лахенмана, – дирижер молчит о киномузыке. А ведь она многим обязана энциклопедии звуковых спецэффектов, которую представляют собой симфонии Малера, в том числе Шестая с коровьими колокольчиками и ударами гигантского молота.

Курентзис – большой мастер спецэффектов, и выбор Шестой в качестве первого малеровского релиза в его дискографии можно считать идеальным. Партитуру, даже для Малера очень пеструю, он рассмотрел под микроскопом, распознав в ней мириады звуковых форм жизни. Это производит огромное впечатление благодаря великолепной игре музыкантов оркестра musicAeterna (какие соло, тембры, группы!) и волшебникам со студии Sony, которые творят настоящие чудеса.

Но «разобрать на болтики» эту махину мало, надо ее собрать заново. У маэстро, для которого шокирующее воздействие на слушателя часто становится основным принципом драматургии, с этим проблемы во всем классико-романтическом оркестровом репертуаре. Доводя до предела самобытность некоторых эпизодов первой части, Курентзис получает то звуковой триллер, то оперетку, то диснеевскую сказочность и даже мультяшность. Впрочем, эта полистилистика предзадана композитором, и дирижер использует ее в своих целях, мастерски справляясь с капризной формой первого Allegro.

Не все просто и с магистральной мыслью симфонии, известной под заголовком «Трагическая». Курентзис говорит, что это «произведение, которое разрешает нам всем побыть сентиментальными», что это не трагедия. Но именно благодаря неустанным поискам впечатляющих звуковых эффектов и желанию поразить слушателя появляются леденящие душу эпизоды с коровьими колокольчиками в первой части, инфернальный свист флейт во второй, а вступление к финалу кажется картиной мира после Апокалипсиса (кстати, с абсолютно киношной звуковой заставкой, почти как у 20th Century Fox).

Скерцо дает дирижеру возможность выступить в своем любимом жанре монтажа аттракционов, зато Andante, сыгранное с необычайной тонкостью нюансировки, предстает той прекрасной мечтой о влюб­ленности, о которой Курентзис столько говорил, островом такой красоты и искренности, какую он нечасто себе позволяет. Финал, за исключением нескольких вторжений иной реальности, совершенно убеждает в том, что трагедии тут нет, скорее это эдакая Одиссея с захватывающими дух поворотами сюжета. И напрасно Курентзис хочет отмежеваться от американского Малера – его голливудская по масштабу и высокотехнологичности сага получилась очень впечатляющей и точно станет вехой в обширной дискографии Шестой.

Петр Поспелов,
музыкальный критик, шеф-редактор издательства «Композитор»

Эта рубрика не обязывает критика быть объективным, и я могу смело признаться здесь, что не являюсь большим поклонником Густава Малера. Музыка этого композитора кажется мне претенциозной, литературной и эгоцентричной, а его стремление подолгу выяснять на нотных страницах свои нелады с миром мне не близко – я сторонник более позитивной повестки. Более того, в партитурах Малера я нахожу немало дурной музыки, и «тема Альмы Малер» из Шестой симфонии – лишь один из примеров. Некоторые красивые адажио, конечно, сильно меняют картину, но в Шестой симфонии нет и такого адажио. С другой стороны, чего не отнимешь у Малера – это знания инструментов и оркестрового мастерства. Самая слабая музыкальная идея подается у него самым эффектным и выпуклым способом. И вот тут-то требуются настоящие оркестр и дирижер.

Теодор Курентзис и musicAeterna – мало сказать умелые профессионалы. Они делают самой сутью своего исполнения богатство малеровского оркестра, разнообразие штрихов, витиеватость ритмов и блеск совокупного звучания. Поэтому Шестая симфония, к которой прилипло название «Трагическая», воспринимается как сплошной праздник для ушей. Мне приходилось слышать Шестую у Курентзиса живьем, в Большом зале консерватории – и, разумеется, живого впечатления диск не заменит. Но работу звукорежиссеров нужно признать выдающейся: они не пропустили ни одной подробности, а вся интерпретация Теодора Курентзиса состоит из подробностей. На поверку оказывается, что секрет исполнения прост: он всего лишь в том, что точно исполнить все, что написал композитор, и ничего не потерять в общей картине. Тогда любование получившимся результатом превращается в основной сюжет восприятия, а вовсе не размышления о трагическом положении личности в миропорядке. Оказывается, что мажора и радости в произведении гораздо больше, чем слез и ужасов, посещающих лирического героя симфонии на краю бездны.

Шестая симфония Малера в исполнении Курентзиса – триумф игры и веселого труда, ее стоит послушать даже тем, кто, подобно мне, старается обходить этого композитора стороной.

Каверы по тройной цене оригинала Мнение

Каверы по тройной цене оригинала

Фестиваль невиданной честности  Мнение

Фестиваль невиданной честности 

СТД РФ провел конференцию «Пути и перспективы развития Премии и Фестиваля “Золотая Маска”»

Товарищ судья, это не «Норма» Мнение

Товарищ судья, это не «Норма»

Вариации на тему: почему футбол и опера

Пусть больше не повторится Мнение

Пусть больше не повторится

Теракт в «Крокус Сити Холле» потряс всю страну