МАМТ представляет премьеру новой постановки «Щелкунчика» в России

18.11.2022
МАМТ представляет премьеру новой постановки «Щелкунчика» в России

В этом году «Щелкунчику» П. И. Чайковского исполняется 130 лет. К юбилею балета 25, 26 и 27 ноября Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представит новую постановку «Щелкунчика» в хореографии Юрия Посохова.

В команде с хореографом над спектаклем работают театральный художник Полина Бахтина, дирижер Иван Никифорчин, художник по свету Нарек Туманян, художник по костюмам Сандра Вудалл и видеограф Сергей Рылко. «Благодаря театру Станиславского у меня появилась возможность создать спектакль “Щелкунчик” с оригинальным либретто, о котором я думал многие годы. С новыми декорациями, костюмами и хореографией, которую мне пришлось переосмыслить, мы надеемся создать спектакль, не похожий ни на какие другие постановки».

Точкой отсчета для замысла хореографа стал текст «Щелкунчика и Мышиного короля» Э. Т. А. Гофмана, обратившись к которому, Посохов возвращает на сцену героев, исключенных из канонических либретто. Главным лейтмотивом новой версии становится тема первой любви и история превращения главной героини из девочки в девушку.

Хореографический язык Юрия Посохова хорошо знаком и зарубежной, и российской аудитории. Плотный и сложный по внутреннему ритму рисунок его танца не допускает ни одного лишнего па: каждое движение Посохов рифмует со смыслами, заложенными в литературном первоисточнике. Кроме того, в новую постановку хореограф добавил больше танцев: «Спектакль получился очень большой, танцев очень много, — добавляет Посохов.  — Я не ставлю классический балет с пантомимой: для меня танец — живой язык от начала до конца. Артистам пришлось заговорить на моем языке: отказаться от знакомых шаблонов, столкнуться с непривычной музыкальностью и новыми переходами. Но у артистов МАМТ огромный опыт в исполнении современной хореографии, и мы друг друга поняли».

Сценографически идея хореографа отражена при помощи декорации в виде книги, занимающей все пространство сцены. Свои художественные решения Полина Бахтина называет «фокусами». «Их задача — погрузить зрителей в состояние ребенка, в состояние счастья и заставить поверить, что всё возможно», — уточняет художник.

Иван Никифорчин, для которого этот спектакль станет дебютным в качестве дирижера-постановщика, видит свою задачу в поиске идеального баланса между сценическим действием, пластическими идеями хореографа и самой музыкой Чайковского. «Для меня важно добиться от оркестра МАМТ подлинно концертной, рельефной звучности, в которой политембровые волшебства палитры Чайковского не сводятся к привычной для музицирования в оркестровой яме монохромии», — говорит дирижер.

Расписание премьерных спектаклей:

  • 25 ноября в 19.00
  • 26 ноября в 19.00
  • 27 ноября в 12.00 и 19.00