В рамках фестиваля состоялась творческая мастерская музыкальной журналистики. Лучшие работы участников о событиях концертной части мы публикуем ниже.
Пркфв в БЗФ
Большой зал филармонии по сложившейся традиции стал площадкой старта фестиваля, проводимого уже почти четверть века Санкт-Петербургской консерваторией. Всякий раз организаторам удается удивить широкой географией участников. Даже сейчас, когда многие международные контакты прерваны, бессменному директору проекта Лидии Волчек удалось собрать разнообразный и представительный состав: гостями города – участниками и слушателями фестиваля – стали представители Беларуси, Китая, Армении, Венгрии, Ливана и Сербии. Они привезли с собой национальные инструменты и исполнительские традиции, а также собственную музыку, представленную на суд благодарной (а другой в Петербурге не бывает) публике. В концерте-открытии иностранные коллективы также приняли участие, но в объединенном хоровом составе, исполняя уже русскую музыку. Согласовались тем вечером как выступавшие, так и присоединившаяся к ним как недостающий тон аккорда публика. Образовался не просто аккорд, а целый «небоскреб». Все вместе они стали участниками торжественного действа: народному артисту, служителю главных драматических и музыкальных театров города, участнику музыкальных проектов Николаю Бурову вручили диплом и мантию почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. Как и можно было предположить, новоявленный почетный профессор затем повторно вышел на сцену, уже в рамках концертной программы, и продемонстрировал свое мастерство, лишний раз доказав, что он достоин этой высокой награды.
В этот вечер также, помимо сводного хора консерваторий и Государственного Камерного хора Армении, выступал Симфонический оркестр Санкт-Петербургской консерватории, за дирижерским пультом которого стоял ректор – Алексей Васильев. Роль солиста была вручена доценту Санкт-Петербургской консерватории пианисту Мирославу Култышеву.
Сочинения, исполненные тем вечером, гармонировали друг с другом. Это два монументальных опуса Сергея Прокофьева: Фортепианный концерт № 2 и вокально-симфоническая фреска «Иван Грозный». В основе драматургии концерта – движение от соревновательности к апофеозу согласия, грандиозному аккордовому завершению. Однако эта соревновательность показала себя не сразу: открывающее сочинение потаенное, мистическое оркестровое звучание и повествовательная тема фортепиано к тому не располагали. Тем более когда эта тема прозвучала чуть более робко, чем необходимо, практически потерявшись в арфообразных переливах (ей стоило брать пример с «верхнего тона аккорда» – пронзительного, пробирающегося сквозь плотную музыкальную ткань звучания деревянных духовых). Другое дело – вторая тема: характерная, ритмически и артикуляционно точная, подначивающая устроить соперничество за более острое звучание. Без преувеличения богатым украшением последующих частей стали выразительные мелодические линии и насыщенные, вкрадывающиеся в сознание звуки низких струнных. Безусловно, порадовала чистейшими вертикалями медная группа. Наконец, пик этих сложных взаимоотношений между солистом и оркестром возник с чередованием сольных и туттийных фрагментов в финальном разделе. В результате, конечно же, никто никого не «переиграл»: завершился фортепианный концерт грандиозными аккордами, где каждый тон – каждый исполнитель – был услышан и (у)важен.
Следующей прозвучала оратория. Здесь было уже больше участников (аккорд «разросся»): вместо солиста-пианиста – солисты-вокалисты со сводным хором; но идея соревновательности осталась. Правда, в другом претворении – в чередовании текстовых, акапельных, симфонических и туттийных разделов. Вышло хорошо. После небольших повествовательных фрагментов звучала изображавшая описанные события музыка: ослепительная и унылая (как начало и конец правления грозного царя), пасторальная и бунтарская (как спокойное время и период опричнины). Николай Буров с рвением и отдачей исполнил партию чтеца – фигуры многоликой: и как комментирующий персонаж, и как главный герой (вот уж действительно вышел «железный игумен»). Другой харизматичный персонаж – Федор Басманов (его исполнял студент Санкт-Петербургской консерватории Егор Сотов) – участвовал в единственном номере, но оставил колоссальное впечатление своими задором и залихватской «сумасшедшинкой». Вот уж кто поистине «зажег» публику (не зря последняя строчка песни Басманова – «Жги, жги, жги!..»). Венчал эту многокрасочную композицию когда чуткий, а когда разрушительный, как войско опричников, хор.
Этот вечер стал мощным начальным аккордом фестиваля. По традиции следующими «созвучиями» были самые разные концерты и не только: важную роль играет образовательная линия проекта – конференция, мастер-классы и мастерские, творческие встречи, презентации и многое другое.
Автор текста: Наталья Захаркина
Время открытий
Ежегодно и неизменно фестиваль «Международная неделя консерваторий» предлагает слушателям самые разнообразные варианты программ. Поклонникам хоровой музыки был адресован концерт «Хоровые академии», собравший на сцене различные коллективы высших школ музыки. В этом году Капелла принимала у себя и почетного гостя – Государственный Камерный хор Республики Армения под руководством Роберта Млкеяна.
Коллектив получил в распоряжение первое отделение целиком и заполнил его богатой национально окрашенной программой – традиционной для себя и несколько непривычной для петербургской публики. Академически точно и строго были исполнены сочинения армянских композиторов Комитаса, Тиграна Мансуряна, Давида Аладжяна. Особым образом были встречены залом Три духовных хора Альфреда Шнитке, представленные с глубоким пониманием русской культуры и оттого прозвучавшие очень сильно. Волю эмоциям хор дал в конце отделения, когда исполнял на бис задорную народную песню «Марал» (что в переводе с армянского значит «красивая») в восьмиголосной обработке самого Роберта Млкеяна.
Второе отделение открылось фрагментом из хорового цикла «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова, филигранно и проникновенно исполненным Смешанным хором Нижегородской консерватории под руководством Ивана Стольникова. Особенно хотелось бы выделить солистку – Дарью Мазаеву (сопрано), убедительно прозвучавшую в предельно высоком регистре.
Кроме того, второе отделение предлагало ряд открытий: в программе были заявлены две мировые премьеры и одна петербургская. Премьеры – явление, уже ставшее обычным для ежегодных «Хоровых академий», но от того не менее значимое.
За мировые премьеры отвечал Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва. Интересными ритмическими и гармоническими находками изобиловал «Совет» Ефрема Подгайца на стихи Михаила Лермонтова (кстати, посвященный Александру Соловьёву). Тематически ярким и фактурно разнообразным предстал перед слушателями как будто осязаемый и видимый «Снег» Александра Клевицкого на стихи Ирины Сухолет.
Ряд сочинений отечественных авторов прошлого и настоящего был исполнен сводным хором консерваторий Москвы и Нижнего Новгорода под руководством четырех дирижеров. Помимо Ивана Стольникова и Александра Соловьёва дирижерский пульт занимали доцент Белорусской государственной академии музыки Инесса Бодяко и профессор Санкт-Петербургской консерватории Сергей Екимов.
Кульминация пришлась на окончание почти трехчасового (!) концерта. Состоялась петербургская премьера цикла Сергея Екимова «Три песни на стихи Расула Гамзатова» для смешанного хора и баяна (солист – профессор, ректор Нижегородской консерватории Юрий Гуревич), который композитор трактовал словно еще один тембр человеческого голоса, то растворявшегося в хоровой фактуре, то выдвигавшегося на первый план и создававшего эффект «одинокого» лирического высказывания.
Наконец, троекратно прогремела «Многая лета» Сергея Екимова, негласно посвященная его 50-летнему юбилею и ставшая эффектной точкой хорового марафона.
Автор текста: Мария Максимова