Мантия для Ивана Грозного и армянский марал События

Мантия для Ивана Грозного и армянский марал

В Санкт-Петербурге завершилась XXIV Международная неделя консерваторий

В рамках фестиваля состоялась творческая мастерская музыкальной журналистики. Лучшие работы участников о событиях концертной части мы публикуем ниже.


Пркфв в БЗФ

Большой зал филармонии по сложившейся традиции стал площадкой старта фестиваля, проводимого уже почти четверть века Санкт-Петербургской консерваторией. Всякий раз организаторам удается удивить широкой географией участников. Даже сейчас, когда многие международные контакты прерваны, бессменному директору проекта Лидии Волчек удалось собрать разнообразный и представительный состав: гостями города – участниками и слушателями фестиваля – стали представители Беларуси, Китая, Армении, Венгрии, Ливана и Сербии. Они привезли с собой национальные инструменты и исполнительские традиции, а также собственную музыку, представленную на суд благодарной (а другой в Петербурге не бывает) публике. В концерте-открытии иностранные коллективы также приняли участие, но в объединенном хоровом составе, исполняя уже русскую музыку. Согласовались тем вечером как выступавшие, так и присоединившаяся к ним как недостающий тон аккорда публика. Образовался не просто аккорд, а целый «небоскреб». Все вместе они стали участниками торжественного действа: народному артисту, служителю главных драматических и музыкальных театров города, участнику музыкальных проектов Николаю Бурову вручили диплом и мантию почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. Как и можно было предположить, новоявленный почетный профессор затем повторно вышел на сцену, уже в рамках концертной программы, и продемонстрировал свое мастерство, лишний раз доказав, что он достоин этой высокой награды.

Лидия Волчек и Николай Буров

В этот вечер также, помимо сводного хора консерваторий и Государственного Камерного хора Армении, выступал Симфонический оркестр Санкт-Петербургской консерватории, за дирижерским пультом которого стоял ректор – Алексей Васильев. Роль солиста была вручена доценту Санкт-Петербургской консерватории пианисту Мирославу Култышеву.

Сочинения, исполненные тем вечером, гармонировали друг с другом. Это два монументальных опуса Сергея Прокофьева: Фортепианный концерт № 2 и вокально-симфоническая фреска «Иван Грозный». В основе драматургии концерта – движение от соревновательности к апофеозу согласия, грандиозному аккордовому завершению. Однако эта соревновательность показала себя не сразу: открывающее сочинение потаенное, мистическое оркестровое звучание и повествовательная тема фортепиано к тому не располагали. Тем более когда эта тема прозвучала чуть более робко, чем необходимо, практически потерявшись в арфообразных переливах (ей стоило брать пример с «верхнего тона аккорда» – пронзительного, пробирающегося сквозь плотную музыкальную ткань звучания деревянных духовых). Другое дело – вторая тема: характерная, ритмически и артикуляционно точная, подначивающая устроить соперничество за более острое звучание. Без преувеличения богатым украшением последующих частей стали выразительные мелодические линии и насыщенные, вкрадывающиеся в сознание звуки низких струнных. Безусловно, порадовала чистейшими вертикалями медная группа. Наконец, пик этих сложных взаимоотношений между солистом и оркестром возник с чередованием сольных и туттийных фрагментов в финальном разделе. В результате, конечно же, никто никого не «переиграл»: завершился фортепианный концерт грандиозными аккордами, где каждый тон – каждый исполнитель – был услышан и (у)важен.

Следующей прозвучала оратория. Здесь было уже больше участников (аккорд «разросся»): вместо солиста-пианиста – солисты-вокалисты со сводным хором; но идея соревновательности осталась. Правда, в другом претворении – в чередовании текстовых, акапельных, симфонических и туттийных разделов. Вышло хорошо. После небольших повествовательных фрагментов звучала изображавшая описанные события музыка: ослепительная и унылая (как начало и конец правления грозного царя), пасторальная и бунтарская (как спокойное время и период опричнины). Николай Буров с рвением и отдачей исполнил партию чтеца – фигуры многоликой: и как комментирующий персонаж, и как главный герой (вот уж действительно вышел «железный игумен»). Другой харизматичный персонаж – Федор Басманов (его исполнял студент Санкт-Петербургской консерватории Егор Сотов) – участвовал в единственном номере, но оставил колоссальное впечатление своими задором и залихватской «сумасшедшинкой». Вот уж кто поистине «зажег» публику (не зря последняя строчка песни Басманова – «Жги, жги, жги!..»). Венчал эту многокрасочную композицию когда чуткий, а когда разрушительный, как войско опричников, хор.

Этот вечер стал мощным начальным аккордом фестиваля. По традиции следующими «созвучиями» были самые разные концерты и не только: важную роль играет образовательная линия проекта – конференция, мастер-классы и мастерские, творческие встречи, презентации и многое другое.

Автор текста: Наталья Захаркина 


Время открытий

Ежегодно и неизменно фестиваль «Международная неделя консерваторий» предлагает слушателям самые разнообразные варианты программ. Поклонникам хоровой музыки был адресован концерт «Хоровые академии», собравший на сцене различные коллективы высших школ музыки. В этом году Капелла принимала у себя и почетного гостя – Государственный Камерный хор Республики Армения под руководством Роберта Млкеяна.

Коллектив получил в распоряжение первое отделение целиком и заполнил его богатой национально окрашенной программой – традиционной для себя и несколько непривычной для петербургской публики. Академически точно и строго были исполнены сочинения армянских композиторов Комитаса, Тиграна Мансуряна, Давида Аладжяна. Особым образом были встречены залом Три духовных хора Альфреда Шнитке, представленные с глубоким пониманием русской культуры и оттого прозвучавшие очень сильно. Волю эмоциям хор дал в конце отделения, когда исполнял на бис задорную народную песню «Марал» (что в переводе с армянского значит «красивая») в восьмиголосной обработке самого Роберта Млкеяна.

Второе отделение открылось фрагментом из хорового цикла «Песнопения и молитвы» Георгия Свиридова, филигранно и проникновенно исполненным Смешанным хором Нижегородской консерватории под руководством Ивана Стольникова. Особенно хотелось бы выделить солистку – Дарью Мазаеву (сопрано), убедительно прозвучавшую в предельно высоком регистре.

Александр Соловьёв, Роберт Млкеян, Инесса Бодяко, Иван Стольников, Сергей Екимов

Кроме того, второе отделение предлагало ряд открытий: в программе были заявлены две мировые премьеры и одна петербургская. Премьеры – явление, уже ставшее обычным для ежегодных «Хоровых академий», но от того не менее значимое.

За мировые премьеры отвечал Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва. Интересными ритмическими и гармоническими находками изобиловал «Совет» Ефрема Подгайца на стихи Михаила Лермонтова (кстати, посвященный Александру Соловьёву). Тематически ярким и фактурно разнообразным предстал перед слушателями как будто осязаемый и видимый «Снег» Александра Клевицкого на стихи Ирины Сухолет.

Ряд сочинений отечественных авторов прошлого и настоящего был исполнен сводным хором консерваторий Москвы и Нижнего Новгорода под руководством четырех дирижеров. Помимо Ивана Стольникова и Александра Соловьёва дирижерский пульт занимали доцент Белорусской государственной академии музыки Инесса Бодяко и профессор Санкт-Петербургской консерватории Сергей Екимов.

Сергей Екимов, Юрий Гуревич, Сводный хор российских консерваторий

Кульминация пришлась на окончание почти трехчасового (!) концерта. Состоялась петербургская премьера цикла Сергея Екимова «Три песни на стихи Расула Гамзатова» для смешанного хора и баяна (солист – профессор, ректор Нижегородской консерватории Юрий Гуревич), который композитор трактовал словно еще один тембр человеческого голоса, то растворявшегося в хоровой фактуре, то выдвигавшегося на первый план и создававшего эффект «одинокого» лирического высказывания.

Наконец, троекратно прогремела «Многая лета» Сергея Екимова, негласно посвященная его 50-летнему юбилею и ставшая эффектной точкой хорового марафона.

Автор текста: Мария Максимова