Ко Дню Победы афишу Мариинского театра традиционно составляют спектакли и концерты, приуроченные к этой памятной дате. Сегодня театр не может выступать для зрителей, но не теряет связь с ними и переносит свои события в онлайн, публикуя серию показов-посвящений и большую виртуальную выставку «Театр в годы войны». Трансляции будут доступны на платформе mariinsky.tv, в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».
8 мая в 18:00 совместно с международным культурным проектом «Русские сезоны» mariinsky.tv покажет концерт-послание «Вместе в трудные времена», посвященный 75-летию окончания Второй мировой войны. Проект создан совместными усилиями музыкантов Мариинского театра, Берлинского Концертхауса, Московской государственной филармонии. В 60-минутную программу вошли произведения Оливье Мессиана, Сэмюэла Барбера, Дмитрия Шостаковича, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Сергея Рахманинова, которые были записаны специально для этого вечера. В ходе концерта немецкий актер Мартин Вутке и российская актриса Елизавета Боярская зачитают отрывки из произведений А. Ахматовой, О. Берггольц и И. Бахман. К слушателям обратятся всемирно известные дирижеры Валерий Гергиев, Даниэль Баренбойм и Кристоф Эшенбах, а также пианист Денис Мацуев.
А в 19:00 на mariinsky.tv будет представлена одна из наиболее масштабных оперных партитур русской классики – «Война и мир» Сергея Прокофьева по одноименному роману Л. Толстого. Эта трансляция продолжит «Марафон Прокофьева» онлайн и станет посвящением Победе и русской воинской славе. Премьера эпической постановки Андрея Кончаловского и художника Георгия Цыпина со сложными декорациями весом более 60 тонн и почти 1 000 костюмов состоялась в марте 2000 года. Задуманный как копродукция, спектакль шел в Метрополитен-опере и имел счастливую гастрольную судьбу. Он был показан в театрах Европы, Азии, Америки и вывел на мировую сцену новую звезду – Анну Нетребко. На записи 2003 года именно она блистает в партии Наташи Ростовой. Также в главных партиях: Владимир Мороз (Андрей Болконский), Гегам Григорян (Пьер Безухов), Екатерина Семенчук (Соня), Ольга Савова (Элен Безухова), Олег Балашов (Анатоль Курагин), Ирина Богачёва (Ахросимова), Михаил Кит (Граф Илья Ростов), Злата Булычёва (Княжна Марья), Геннадий Беззубенков (Михаил Кутузов), Федор Можаев (Наполеон), Евгений Никитин (Долохов). Дирижер – Валерий Гергиев.
В День Победы в 14:00 музыкальное посвящение продолжат другие сочинения Прокофьева: кантата «Александр Невский» и оратория «Иван Грозный». В 2016 году они были записаны в исполнении Ольги Бородиной (меццо-сопрано), Юлии Маточкиной (меццо-сопрано), Михаила Петренко (бас), актера Алексея Петренко в роли чтеца, хора и оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева.
В 20:00 9 мая прозвучит легендарная Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Величественная музыка о противостоянии человека и человечества насилию и тирании исполнена Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
К знаменательной дате на сайте театра подготовлен объемный виртуальный проект о том, чем жил Мариинский и его артисты в страшные годы Великой Отечественной войны. Выставка, включающая более ста редких, а порой никогда не публиковавшихся изображений, разделена на шесть тематических глав. Самые большие из них посвящены работе коллектива в эвакуации в Молотове (Перми) и судьбам артистов, оставшихся в блокадном Ленинграде. Основная часть представленных материалов хранится в архиве Мариинского театра. Еще в годы войны сотрудники литчасти, эвакуированные в Молотов, добросовестно вели хронику событий, наклеивая в альбомы все отклики прессы на выступления, собирая фотографии с репетиций и спектаклей, афиши и программки. С 1980-х годов театр не раз проводил встречи ветеранов, записывал их воспоминания. Сегодня проект дает возможность познакомиться с уникальными материалами: фотографиями – например, с концертов фронтовых бригад или репетиций балета «Золушка» в Перми, – эскизами известных художников к постановкам военных лет, афишами и программками, письмами и страницами дневников. Поскольку выбранные тексты были опубликованы в разное время – от 1948 года до 2020-го, в них ощутима не только разная интонация, зависящая от личности говорящих, но и разная степень самоцензуры. Так, обжигающие строки дневников блокадников могут соседствовать в хронике с более хладнокровным повествованием об аде войны, который уже остался в прошлом.