Мариинский театр начинает отмечать юбилей Сергея Дягилева, которому сегодня, 31 марта, исполняется 150 лет. Круглой дате театр посвящает ряд специальных событий в апреле, включая заказанную хореографу Максиму Петрову новую постановку балета «Послеполуденный отдых фавна», и представления всех «дягилевских» спектаклей репертуара в течение сезона.
В репертуаре Мариинского театра насчитывается два десятка произведений, обязанных легендарному импресарио своим возникновением. Для его антрепризы Стравинский написал балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка», «Пульчинелла», «Байка», оперы «Соловей» и «Мавра», ораторию «Царь Эдип». Дягилев заказал Равелю музыку к балету «Дафнис и Хлоя», Прокофьеву – «Блудного сына». Вместе с художниками-единомышленниками он придумал балет «Шехеразада», оперно-балетную версию «Золотого петушка», вывез на Запад «Бориса Годунова» и «Хованщину», «Псковитянку» и «Князя Игоря», а также «Спящую красавицу» Петипа и петербургскую редакцию «Жизели».
Процент оригинального «дягилевского» в современных спектаклях Мариинского различен. Одни балеты идут в воссозданной хореографии и сценографии, для других придуманы новые танцы, фабула, оформление. Как выглядела премьера «Соловья» у Дягилева в 1914 году, сегодня можно судить лишь по эскизам Александра Бенуа, а вот сценография «Хованщины», заказанная в 1913 году Дягилевым молодому Федору Федоровскому, была воспроизведена художником позднее для спектаклей Большого и Кировского театров (1952) и сохраняется на сцене Мариинского и поныне.
На заре своей театральной карьеры Дягилев недолгое время служил чиновником по особым поручениям при Дирекции Императорских театров, редактировал «Ежегодник» и жаждал реформ – хотел выстраивать репертуар и руководить новыми постановками. Уволенный за ретивость, он смог реализовать задуманное, но лишь за пределами России. Добившись признания на Западе, Дягилев мечтал показать свои спектакли на Родине. Однако при жизни Сергея Павловича — в Петербурге узнавали о его экспериментах, поисках и триумфах лишь из газет и рассказов очевидцев. В 1920-х только «Петрушка» добрался до сцены Мариинского театра в том же виде, что шел у Дягилева. Интерес к наследию его антрепризы оживился в 1990-х, и постепенно в репертуар труппы вошли реконструкции наиболее резонансных спектаклей. В юбилейный год все они украсят афишу — как и те произведения русских композиторов, которыми Дягилев восхищался и которые включал в программы Русских сезонов.
Начинает Мариинский с оперы «Хованщина» (2 апреля) и балета-феерии «Спящая красавица» в реконструкции 1890 года (2 и 3 апреля). В объявленной афише Дягилеву посвящены также представления «Блудного сына» в хореографии Джорджа Баланчина и балетов Михаила Фокина, включая отдельную программу с Половецким актом из «Князя Игоря».