Приезд в Москву состоялся в рамках Седьмого фестиваля «Видеть музыку» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ.
Впервые мюзикл «Мата Хари. Любовь и шпионаж» увидел свет в 2010 году на сцене Театра Российской Армии и вызвал громкий резонанс благодаря участию таких звезд, как Лариса Долина и Дмитрий Харатьян. Постановка отличалась эпатажностью и масштабностью, соответствующей этой сцене. В Волгограде премьера прошла в 2021 году. Режиссер Александр Кутявин и сценограф Алексей Михальчёв избрали более лаконичное решение, убрав большинство массовки и даже сократив количество задействованных актеров. Убраны были и своеобразные хореографические решения московской версии, где на сцене ходили медведи, а кордебалет танцевал в противогазах. Художественное оформление и костюмы (разработанные Ириной Елистратовой) вписываются в общую камерную эстетику, они сделаны со вкусом и изяществом, а любители поискать исторической точности найдут даже сходство с реальными фотографиями танцев Маты Хари.
Получилась лирическая трагедия в стиле «Иронии судьбы» о брошенной всеми женщине, которая может найти себе успокоение только в кокаиновом бреду. Взяв за основу пьесу Елены Греминой «Глаза дня», известный либреттист и поэт Николай Денисов создал достаточно замысловатый по меркам мюзикла сюжет, в котором реальность и фантазия причудливо смешиваются. Грань между ними еще более зыбкая, чем в оригинальной пьесе, за счет того, что многие сцены не проживаются наяву, а репетируются. В двух актах перед нами разворачивается жизнь танцовщицы, модели и малоэффективной, но крайне эффектной шпионки под номером H-21. Мата Хари вела бурную жизнь, крутила романы со многими знаменитостями, включая композитора Джакомо Пуччини, но в этом сюжете оставлен лишь ее брак с графом-шотландцем Рудольфом Маклеодом и роман с русским пленным офицером Вадимом. Интрига раскручивается постепенно, и поначалу акцент сделан на увеселения и танцы. Но чем ближе к концу, тем больше повествование фокусируется на теме ее любви к Вадиму и неумолимо надвигающегося разоблачения шпионажа. Возникает ощущение, что автору либретто не хотелось заканчивать историю на печальной ноте, как в оригинальной пьесе, поэтому Клод Франс не кончает жизнь выстрелом в грудь, а напротив, встает под свет кинопрожекторов для исполнения своей главной роли.
Певице Виктории Миллер пришлось создавать сложный психологический образ нескольких женщин в одной – это и Клод Франс («бывшая фильмовая дива»), и, собственно, Мата Хари (femme fatale, о которой в этой постановке говорят с трепетом и почетом). Ее харизма, статная походка и органичное переключение между слабостью и контролем ситуации держат на себе всю постановку. Прочие персонажи бледнеют перед ней, что полностью соответствует логике сюжета: она главная героиня готовящегося фильма, которой не нужны партнеры. К ней в пару мог бы попасть Андрей Жданов, ее слуга и бывший муж граф Рауль де Шайни, но певцу откровенно не хватает сценического обаяния. Его уход в конце постановки не воспринимается как что-то значительное, за него не переживаешь. Александру Куприну пришлось играть аж шесть ролей: не только Тапера, который ни разу ничем на свою профессию не намекнул, но и мужа Маты Хари – капитана Маклеода, а также капитана французской разведки Леду, русского офицера Вадима, наркодилера «Косого» и, из-за решения режиссера-постановщика, Ханны Виттиг (в московской постановке и в оригинальной пьесе это была самостоятельная женская роль). К сожалению, такое количество противоположных по характеру ролей привело к тому, что ни одна из них не запомнилась чем-то экстраординарным.
Под мюзикл «Мата Хари. Любовь и шпионаж» можно хорошо провести вечер, расслабившись в кресле, и поностальгировать о советском прошлом под музыку Максима Дунаевского, чья копилка хитов пополнилась дуэтом «Русская тоска», ставшим рефреном спектакля. Исполнение оркестра Волгоградского театра под управлением Дениса Шитова не дает повода упрекнуть музыкантов в неслаженности или невыученности, хотя, с другой стороны, и не создает ощутимых контрастов. Главное, не пытаться искать логику в истории, сотканной в тумане грез.