Мата Хари: реальность и фантазия События

Мата Хари: реальность и фантазия

Волгоградский оперный театр отметил 90-летие показом мюзикла Максима Дунаевского на сцене «Геликон-оперы»

Приезд в Москву состоялся в рамках Седьмого фестиваля «Видеть музыку» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства культуры РФ.

Впервые мюзикл «Мата Хари. Любовь и шпионаж» увидел свет в 2010 году на сцене Театра Российской Армии и вызвал громкий резонанс благодаря участию таких звезд, как Лариса Долина и Дмитрий Харатьян. Постановка отличалась эпатажностью и масштабностью, соответствующей этой сцене. В Волгограде премьера прошла в 2021 году. Режиссер Александр Кутявин и сценограф Алексей Михальчёв избрали более лаконичное решение, убрав большинство массовки и даже сократив количество задействованных актеров. Убраны были и своеобразные хореографические решения московской версии, где на сцене ходили медведи, а кордебалет танцевал в противогазах. Художественное оформление и костюмы (разработанные Ириной Елистратовой) вписываются в общую камерную эстетику, они сделаны со вкусом и изяществом, а любители поискать исторической точности найдут даже сходство с реальными фотографиями танцев Маты Хари.

Получилась лирическая трагедия в стиле «Иронии судьбы» о брошенной всеми женщине, которая может найти себе успокоение только в кокаиновом бреду. Взяв за основу пьесу Елены Греминой «Глаза дня», известный либреттист и поэт Николай Денисов создал достаточно замысловатый по меркам мюзикла сюжет, в котором реальность и фантазия причудливо смешиваются. Грань между ними еще более зыбкая, чем в оригинальной пьесе, за счет того, что многие сцены не проживаются наяву, а репетируются. В двух актах перед нами разворачивается жизнь танцовщицы, модели и малоэффективной, но крайне эффектной шпионки под номером H-21. Мата Хари вела бурную жизнь, крутила романы со многими знаменитостями, включая композитора Джакомо Пуччини, но в этом сюжете оставлен лишь ее брак с графом-шотландцем Рудольфом Маклеодом и роман с русским пленным офицером Вадимом. Интрига раскручивается постепенно, и поначалу акцент сделан на увеселения и танцы. Но чем ближе к концу, тем больше повествование фокусируется на теме ее любви к Вадиму и неумолимо надвигающегося разоблачения шпионажа. Возникает ощущение, что автору либретто не хотелось заканчивать историю на печальной ноте, как в оригинальной пьесе, поэтому Клод Франс не кончает жизнь выстрелом в грудь, а напротив, встает под свет кинопрожекторов для исполнения своей главной роли.

Певице Виктории Миллер пришлось создавать сложный психологический образ нескольких женщин в одной – это и Клод Франс («бывшая фильмовая дива»), и, собственно, Мата Хари (femme fatale, о которой в этой постановке говорят с трепетом и почетом). Ее харизма, статная походка и органичное переключение между слабостью и контролем ситуации держат на себе всю постановку. Прочие персонажи бледнеют перед ней, что полностью соответствует логике сюжета: она главная героиня готовящегося фильма, которой не нужны партнеры. К ней в пару мог бы попасть Андрей Жданов, ее слуга и бывший муж граф Рауль де Шайни, но певцу откровенно не хватает сценического обаяния. Его уход в конце постановки не воспринимается как что-то значительное, за него не переживаешь. Александру Куприну пришлось играть аж шесть ролей: не только Тапера, который ни разу ничем на свою профессию не намекнул, но и мужа Маты Хари – капитана Маклеода, а также капитана французской разведки Леду, русского офицера Вадима, наркодилера «Косого» и, из-за решения режиссера-постановщика, Ханны Виттиг (в московской постановке и в оригинальной пьесе это была самостоятельная женская роль). К сожалению, такое количество противоположных по характеру ролей привело к тому, что ни одна из них не запомнилась чем-то экстраординарным.

Под мюзикл «Мата Хари. Любовь и шпионаж» можно хорошо провести вечер, расслабившись в кресле, и поностальгировать о советском прошлом под музыку Максима Дунаевского, чья копилка хитов пополнилась дуэтом «Русская тоска», ставшим рефреном спектакля. Исполнение оркестра Волгоградского театра под управлением Дениса Шитова не дает повода упрекнуть музыкантов в неслаженности или невыученности, хотя, с другой стороны, и не создает ощутимых контрастов. Главное, не пытаться искать логику в истории, сотканной в тумане грез.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.