Маттиас Гёрне: <br>«Обнимитесь, миллионы» спеть легко Год Бетховена

Маттиас Гёрне:
«Обнимитесь, миллионы» спеть легко

Немецкий бас-баритон Маттиас Гёрне – выдающийся интерпретатор Kunstlied. В огромном списке его звукозаписей на разных лейблах – все песни Шуберта и Шумана, песни Вольфа, баллады Лёве и многое другое, не говоря о многочисленных оперных проектах. В конце марта на Deutsche Grammophon вышел новый альбом артиста, приуроченный к 250-летию Бетховена.

О творчестве юбиляра и особенностях его вокального стиля Владимир Дудин (ВД) побеседовал с Маттиасом Гёрне (МГ) .

ВД Расскажите о бетховенском альбоме. Вы выбрали в партнеры 25-летнего канадского пианиста Яна Лисецкого. Он впечатлил вас как тонкий ансамблист?

МГ Ян Лисецки восхитителен, играет на рояле с детства. Весенние концерты с ним, к сожалению, были отменены, но надеюсь выступить с ним в ближайшем будущем. Основная масса слушателей знает Девятую симфонию, фортепианные сонаты. А ведь в песенном репертуаре Бетховен не менее мастеровит, чем в сонатном и симфоническом творчестве. Его песни – результат огромного труда. Он сочинял их отнюдь не как Шуберт, который брал кусок бумаги, мгновенно вдохновлялся и тут же записывал. Шуберт мог сочинить одиннадцать песен за день, то есть считайте, что песню – за 20–30 минут. Я изучал автографы Шуберта и не обнаруживал там корректур! Никаких эскизов! У Бетховена же все тщательно сконструировано, каждая нота обдумана, намного более пропущена сквозь интеллект.

ВД Прежде чем вступить в творческий союз с новым пианистом, вы слушаете его на концертах, изучаете записи?

МГ Разумеется, я хожу на концерты или просто доверяюсь мнению экспертов. Например, я знаю о достижениях Лейфа Уве Андснеса, а на его концерты, так уж получилось, не ходил. Так же и с Даниилом Трифоновым, которого слышал лишь однажды живьем и пару раз по радио, после чего связался с его менеджером в Италии, получив незамедлительное «да» от 21-летнего пианиста. Даниил настолько разносторонне одарен, что, мне кажется, ему было бы интересно, даже если бы я начал говорить с ним об астрономии. Вот такие люди привлекают меня, с широким кругом интересов. Пианисты, с которыми я выступаю, очень разные. Среди них есть и те, кто специализируется на камерной музыке, и крупные солисты, исполняющие Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Бетховена, Брамса и многих других. Объединяет их всех то, что они не думают о технике и совершенно свободны, владеют широким спектром исполнительских возможностей, не говоря уже о хорошем вкусе и эрудиции. Я встречаюсь с ними, чтобы творить музыку. Мне не надо долго объяснять им, где быстро или медленно, они все сами чувствуют и понимают, мы с ними – на равных, совершенно независимые музыканты. Пусть Трифонов прежде не играл «Любовь поэта», но я получаю от него такой уровень интерпретации, который прежде не встречался в моей практике. Русский музыкант открывает мне то, что я никогда раньше не слышал. Мое сознание всегда открыто, когда я имею дело с выдающимися солистами.

ВД Как вы считаете, почему Бетховен написал мало песен? И не рассматриваете ли вы его цикл «К далекой возлюбленной» как предчувствие Шуберта?

МГ Самое важное, что Бетховен изобрел жанр вокального цикла. Он тщательно выбирал стихотворения из большого собрания, составляя в цикл, компонуя определенный круг тональностей, – такого до него не было. Принципы организации Бетховена послужили примером для следующих поколений композиторов, главным образом, для Шуберта. «К далекой возлюбленной» длится чуть более пятнадцати минут: герой рассказывает о той, с кем он был связан в прошлом. Один венский музыковед нашел связь между этим вокальным циклом и рисунком, сделанным современником Бетховена: юноша сидит на могиле, глядя на холм, вспоминая о самой дорогой любви, которая умерла, и этой далекой возлюбленной, которой больше нет. Не уверен, что это соответствует истине, но очень интригует. Слишком короткий цикл. Песни в основном написаны в мажоре, и в этом заключается важный смысл послания: когда мы говорим о любви, имеем в виду ту вечную любовь, что выше смерти. Когда вы влюблены в ­кого-то, никаких условностей не существует – есть лишь Абсолют. В то же время в цикле немало сомнений: а так ли это на самом деле? Но такова уж мятежная человеческая душа – она не может без страданий.

ВД А почему Бетховен написал всего одну оперу?

МГ Сложный вопрос, но, с другой стороны, достаточно и одной, очень трудной для исполнения. Пару раз я участвовал в ее исполнениях, а однажды – с самим Куртом Мазуром за пультом, и это было просто превосходно. Курт обращался с этой музыкой просто и элегантно, сумев продемонстрировать ее цельность. Бетховену, на мой взгляд, было очень трудно писать для человеческого голоса. Поэтому эту музыку непросто и спеть. В этом сезоне я исполнял Девятую симфонию в Гевандхаузе под управлением Даниэле Гатти. Квартет солистов в финале мне кажется немного неправильным, даже когда певцы поют идеально, перфекционистски. В отличие от хоровых партий: знаменитое «Обнимитесь, миллионы!» – вот это легко. Для солистов же Бетховен сочинил интеллектуальную конструкцию; взять хотя бы линию баса, где сплошные интервальные скачки вверх и вниз – абсолютно инструментальный тип мелодии. Но это не умаляет гениальности бетховенского послания, цельности его эстетической системы.

ВД В свое время вы рассказывали мне о том, что Элизабет Шварцкопф, у которой вы учились, могла иногда пренебрегать красотой тона ради достижения выразительных результатов. Так что же такое – интерпретация?

МГ Перед каждым исполнителем в нотах – одинаковые темп, размер, нюансы, вокальная линия, замедления и ускорения, ферматы. Достаточно ли этого, чтобы исполнить музыку? В ­каком-то смысле – да. Это может быть 95 процентов интерпретации, чтобы услышать мысль композитора. Но когда вы читаете роман или стихи, в процессе чтения участвует ведь не только прямой смысл слов. Каждая мысль связана с множеством других мыслей, возникающих по ходу. Так же и в музыке. Музыка сначала действует на сердце, только потом на мозг – никогда не наоборот. Одно дело – музыка со словом, другое – камерная или симфоническая. В «ход» идут и ваше воображение, и настроение в тот или иной момент. Всегда существует множество взаимодействующих линий даже тогда, когда все кажется как будто бы абсолютно ясным и конкретным. Надо быть открытым сочинению, чтобы дать ему совершить с вами то, на что оно способно. Когда вы впустите такие вибрации и энергию, с вами случится чудо прозрения.

Девять врат в царство познания души Год Бетховена

Девять врат в царство познания души

На лейбле PentatonE вышли бетховенские симфонии в исполнении Марека Яновского и Симфонического оркестра Западногерманского радио

И еще на 250 лет Год Бетховена

И еще на 250 лет

В год бетховенского юбилея Вена должна была стать одним из главных центров чествования великого композитора.

Дверь в иное Год Бетховена

Дверь в иное

По случаю 250-летия Людвига ван Бетховена журнал «Музыкальная жизнь» провел юбилейный опрос современных российских композиторов.

Бетховен для страждущего человечества Год Бетховена

Бетховен для страждущего человечества

Герой романа Томаса Манна «Доктор Фаустус» композитор Адриан Леверкюн в порыве мрачного отчаяния хотел отнять у людей Девятую симфонию Бетховена: «Я понял, этого быть не должно.