Маяк российской культуры События

Маяк российской культуры

Владимир Спиваков отмечает 80-летие

Когда открываешь интернет и читаешь его официальную биографию, то испытываешь восхищение от того, сколько же этот Музыкант успел сделать в творчестве и в жизни, сколько стран его считает «своим» – родным, народным, любимым. Владимир Спиваков, безусловно, могучая личность, самостоятельное государство: он создал два оркестра, Благотворительный фонд, который в этом году отмечает также юбилей – 30-летие, а это значит, что несколько поколений юных музыкантов были открыты, выпестованы, запущены на орбиту; «стипендиат Фонда Спивакова» – это своего рода знак качества, открывающий многие двери.

Владимиру Спивакову подражают, ему завидуют, его превозносят – в любом случае вокруг него нет равнодушных. О нем прекрасно сказал его давний друг писатель Соломон Волков, выпустивший прекрасную книгу диалогов с Маэстро: «Он целен и целеустремлен, но он очень разный, этот Спиваков. Он не только музыкант. Он умница и эрудит, боксер, художник и философ. Любящий муж, внимательный отец. Стойкий, лояльный друг. Глубоко верующий человек, не выпячивающий свою веру напоказ, как это иногда случается. Спиваков делает много добра. С ним легко говорить. С ним можно помолчать. Он часто сомневается в себе. Ищет ответы на трудные вопросы, которые сам себе задает. Ошибается. Мучается потом… И старается не повторять своих ошибок».

В дни юбилея Владимир Спиваков получит множество приятных слов – и от первых лиц государства, и от почитателей из отдаленных уголков со всего мира. Редакция журнала «Музыкальная жизнь», на страницах которого Владимир Спиваков присутствует с первых шагов своей блистательной карьеры, присоединяется к поздравлениям и публикует выдержки интервью разных лет и высказывания известных российских артистов, выросших и формировавшихся в «эпоху Спивакова».

 

О себе

Уфа – город, где я родился. Мой отец после контузий на Украинском фронте был послан на авиационное предприятие в Уфу, где работал старшим мастером по производству двигателей для наших бомбардировщиков. А жили мы на улице Глинки, что тоже некий знак…

…После войны семья переехала в Ленинград. Ощущение раннего детства у меня ахматовское: «Был блаженной моей колыбелью / Темный город у грозной реки»… Мне было 13. Отец объехал весь город, занимая деньги, и преподнес мне эту скрипку итальянского мастера – мой первый серьезный инструмент. С ним я выиграл первую премию конкурса в Монреале, а сейчас на нем играет скрипачка из нашего Национального филармонического оркестра.

О семье

…Я отец-заочник, воспитанием детей занимался мало: выступал, гастролировал в разных странах. Тем не менее дочери видели пример того, как я честно работаю. Думаю, что именно это стало самым сильным воспитательным моментом. Мои дети прекрасные люди, милосердные и добрые. А самое главное, все четыре дочери очень дружат!

О времени

Жаль только, что в сутках 24 часа. Иногда злюсь на себя за то, что мне хочется спать. Сон – это поглощение времени. Если бы мне хватало двух часов сна в сутки, было бы хорошо. Я стал ощущать, как время спрессовывается. Как правило, человек замечает, что стареет, не глядя в зеркало, а по людям вокруг. Хотя мой эмоциональный возраст значительно меньше реального. Я стараюсь себя как-то поддержать. Постоянно немного занимаюсь спортом.

О России

Главными для НФОР всегда будут концерты в России. Ведь чтобы по праву называться «национальным» оркестром, надо по-настоящему поездить по стране, выступать перед самой разной аудиторией. Что мы и делаем. За свою историю оркестр объездил практически всю европейскую часть, от Мурманска до Краснодара, нас знают крупнейшие города Сибири, мы выступали во Владивостоке… В нашей гастрольной географии есть даже такие редкие адреса, как Сыктывкар и Мончегорск, где НФОР стал первым большим симфоническим оркестром, который приехал в эти города на гастроли из Москвы.

А в городе Североморске, являющемся закрытой военной базой Северного морского флота, мы выступали неоднократно, играя (правда, камерными составами, ансамблями оркестра) даже на военных крейсерах. Я уверен, что именно провинцией будет жива Россия. Именно провинциальные центры позволят сохраниться самобытности нашего отечества, станут тем почвенным слоем, который будет питать нашу духовность и культуру. Энергетика, которую мы получаем от общения с залом, с провинциальной публикой, дает нам невероятный импульс. Конечно, мы устаем от переездов на большие расстояния (вот когда понимаешь, насколько велика наша страна!), но то радушие и восторженный прием, который мы встречаем везде, компенсирует любую усталость и дает силы и вдохновение на новые поездки.

О музыке

Все, что касается оркестров, мне только в радость. А служителям Дома музыки я очень благодарен – они не сделали из меня чиновника, а дали возможность заниматься творчеством. «Музыка и искусство – это единственная связь земных низин и рая», – говорила Ахматова. Музыка – это счастье. То, что у нас отнимает жизнь, возвращает музыка. Чем больше людей, и особенно детей, будет учиться музыке, тем лучше они будут. Потому что в музыке, как правило, нет агрессии никакой.

О наградах

Не буду скрывать, что в своем отечестве официальное признание очень ценно. Даже Иосиф Бродский, когда узнал, что стал почетным гражданином Санкт-Петербурга, был растроган до глубины души и захотел приехать домой… Во Франции кавалеры ордена Почетного легиона носят маленькую красную ленточку. Она меня не раз выручала. Однажды из-за сильного дождя жизнь в Париже остановилась, и я опоздал на самолет. В ужасе подбегаю к человеку, который оформляет билеты. Он увидел ленточку и спрашивает: «Это у вас орден Почетного легиона?» Я говорю: «Да». – «Вы иностранец?» – «Да». – «Значит, указ подписывал президент Ширак?» – «Да». И как только появилась возможность, меня тут же посадили на самолет. А в приглашении на свадьбу испанского принца Филиппа указывалось, что нужно явиться при орденах. Решил надеть наш – «За заслуги перед Отечеством» III степени, а это широкая красная лента с двуглавым орлом на красном же кресте. Захожу, а придворные обращаются ко мне: «Монсеньор!» Они решили, что я кардинал.

О коллекционировании

Моей первой купленной работой стал эскиз к картине Бориса Кустодиева «Лихач» из серии «Русские типы». Там был изображен разбитной такой мужик в синем армяке, подпоясанный ярким кушаком, и в высокой меховой шапке. Колоритный типаж, так ярко и сочно написанный. Я купил эту работу в Лондоне. Это сейчас спрос на наших мастеров высокий и цены заоблачные, а в то время на рынке было очень много русского искусства, буквально наводнение, однако почти никто его не покупал. Думаю, что коллекционирование отражает человеческую личность так же, как и манера одеваться, держать себя… То, как человек говорит, как мыслит, что он собирает, кто его жена, какие у него дети, – все это есть отражение личности человека. И никуда от этого не денешься…

 

Екатерина Мечетина,
заслуженная артистка России, член Совета при Президенте по культуре и искусству

Владимир Теодорович Спиваков – один из главных людей в моей жизни. Мы познакомились, когда я была еще студенткой. Встреча с ним произвела на меня ошеломляющее впечатление! Солнечный удар! Нет, я, конечно, знала, что есть Спиваков, что есть «Виртуозы Москвы», что он любимец публики и на его концерты не достать билетов. Но одно дело – знать это как факт, и другое дело – увидеть с близкого расстояния эту Личность.

Я, конечно, с того момента стала все соразмерять с ним. Он стал мерилом и образцом. Я и поныне ставлю знак равенства между именем Владимир Спиваков и словом «Музыкант», именно с большой буквы. Музыкант должен быть именно таким. Глубоким, искренним, бесконечно преданным своему делу, влюбленным в него всю жизнь, элегантным, артистичным, мудрым, щедрым и обладающим таким завораживающим Голосом. Это слово можно употребить в самом широком смысле. Голос как звук его скрипки, голос как идея личностного артистического высказывания, и просто его потрясающе красивый человеческий голос!

Он удивительный человек. Сколько любви в его душе, сколько добра сделано им тайно (как велит Евангелие) и явно, сколько людей могут быть благодарны ему за благодеяния и помощь – не счесть. Чехов сказал: «Если хочешь понять, что испытываешь к человеку, закрой глаза и представь – его нет, нигде. Не было и не будет. Тогда все станет ясно».

Невозможно представить русскую культуру без Спивакова! Он сам стал ее частью, бесконечно любя русское искусство и отдав ему весь свой невероятный мощный талант. Быть с ним на одной сцене, играть с ним для меня момент абсолютного счастья. Он ценит каждый звук, осмысливает его и обнимает всем сердцем. Он потрясающий аккомпаниатор; сам будучи солистом, знает, как сделать так, чтобы концерт превратился не в соревнование, а в сотворчество. Не раз я испытывала на сцене с ним моменты поистине мистического свойства, похожие на переход в более высокие сферы бытия.

В день рождения Маэстро я хочу поблагодарить его за то, что он принял меня в свою творческую и человеческую орбиту, за наши счастливые концерты и общение. Пожелать ему хочу крепчайшего здоровья на долгие-долгие годы. Его искренне любит такое множество людей, что энергия этой любви должна питать его светлой радостью. Вдохновение – это то, что ведет его по жизни, и то, что он внушает нам, почитателям его таланта и творчества.

Люблю и благодарю, мой Маэстро!

Александр Романовский,
художественный руководитель Московского международного конкурса пианистов имени В. Крайнева

С самого детства Владимир Спиваков был для меня примером силы духа, мастерства и истинного служения искусству. Я помню, как мальчиком смотрел его игру и, завороженный, улавливал каждое движение, каждый звук, которые он извлекал из своей скрипки. Эти моменты остались со мной на протяжении всей моей жизни, вдохновляя меня стремиться к совершенству.

Владимир Теодорович не просто уникальный музыкант, он подарил миру величайший пример человеческого благородства и преданности своему делу. Он настоящий культурный маяк, который освещает путь другим, создает новые миры для поколений музыкантов и слушателей. Я благодарен ему за веру в меня, за тот путь, который мы прошли вместе. Сцена вместе с ним – это не просто пространство для исполнения, а храм, в котором каждое произведение оживает и пробуждает в людях лучшее.

Владимир Спиваков создал не просто два оркестра, а само живое дыхание музыки, которое объединяет людей, границы, эпохи. Под его руководством музыка перестает быть просто звуками, она становится голосом человечества.

Владимир Спиваков по-прежнему остается источником света для всех, кто его окружает, а его энергия и его безоговорочное служение музыке всегда вдохновляли меня и продолжают вдохновлять каждый день.

Для меня большая честь называть Владимира Теодоровича не только наставником, но и другом. В этот особенный день я хочу пожелать ему еще многих лет творческих достижений и счастья в кругу близких. Пусть его искусство продолжает освещать этот мир, как это происходит уже столько лет.

Александр Рамм,
виолончелист, лауреат международных конкурсов, лауреат Премии Президента РФ

Владимир Теодорович для меня одна из важнейших личностей, повлиявших на меня как на музыканта и на человека. До нашей первой встречи с ним я восхищался его искусством издали, слушая его выступления в зале и по телевизору, и даже не мог себе представить, что когда-нибудь буду музицировать с ним.

Надо сказать, что на филармоническую сцену я вышел лишь после победы на Всероссийском музыкальном конкурсе в 2010 году, когда мне уже было 22 года. И затем, перед Конкурсом имени Чайковского в 2011 году, Владимир Теодорович решил поддержать нескольких молодых музыкантов – будущих участников состязания и дать обыграть программу с его оркестром. В числе этих счастливчиков был и я – работа с ним произвела на меня тогда неизгладимое впечатление, я был «на седьмом небе от счастья», ловил каждое слово, каждое движение его дирижерской палочки, каждую интонацию, взгляд. Не меньшее впечатление произвело и общение с Маэстро вне сцены: он оказался потрясающей теплоты и широты души Человек. Сейчас, выступая с ним достаточно часто, я переживаю те же эмоции и абсолютно счастлив, что судьба позволила мне общаться и работать с таким великим Мастером.

В прошлом году произошло событие в моей жизни, которое инициировал Владимир Теодорович Спиваков. Он лично выдвинул меня на Премию Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры, и для меня сам факт того, что великий Спиваков счел меня достойным, стал наградой.

Я поздравляю дорогого Владимира Теодоровича с юбилеем, желаю ему многих-многих лет активной творческой деятельности, крепчайшего здоровья, аншлагов в зале, интересных программ и благодарю за доброе отношение, поддержку и общение.

Арсентий Ткаченко,
заместитель художественного руководителя Национального филармонического оркестра России, художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского филармонического камерного оркестра

Владимир Спиваков – большой Музыкант, всегда транслирующий некие идеи; мне нравится, что в его интерпретациях музыка имеет дыхание, жизнь и смысл. Он выдающийся деятель нашей культуры, сыгравший огромную роль в судьбе многих людей. Его выбор, его желание помогать людям, вылившееся в создание Благотворительного фонда, помощь больным детям, я расцениваю как подвиг. Далеко не всякий готов думать и заботиться не только о себе. И если у меня будет такая возможность, я бы хотел также идти по этому пути. Владимир Спиваков формально не был моим прямым учителем, но его пример – отношение к музыке, внимание к людям – оказал на меня огромное влияние.

Я пришел в дирижерскую стажерскую группу семь лет назад, уже пять лет я работаю как дирижер в Национальном филармоническом оркестре: могу сказать, что я постепенно завоевывал право на общение, которое безмерно ценю.

Если говорить о Спивакове-дирижере, то знаю, насколько он подробно готовится, работая с партитурой! Он всегда сам проставляет штрихи струнным и даже пальцы, находя варианты и краски для того, чтобы музыка прозвучала так, как он слышит внутри себя! Так же он уделяет большое внимание литературе, как публицистической (чтение дневников, где можно найти мысли непосредственно самого композитора), так и нотной, изучая партитуры с пометками композитора, сделанными им при жизни. Его образное мышление и те пожелания, которые он говорит на репетиции, лаконичные, но абсолютно точные. При работе с оркестром спокойствие Маэстро и уважение к музыкантам заставляет всех чувствовать себя одной большой командой, где каждый человек важен. И конечно, на концерте его энергетика обволакивает абсолютно всех людей!

В день юбилея и всегда желаю Владимиру Теодоровичу прежде всего здоровья и сил: уверен, что впереди у него еще большая радостная концертная жизнь.

Федор Безносиков,
дирижер МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Большая часть моей жизни и творческого становления очень тесно связана с личностью Владимира Теодоровича Спивакова. Я имел счастье на протяжении четырех лет работать в легендарном камерном оркестре «Виртуозы Москвы» и должен сказать, что многому научился и продолжаю учиться поныне, уже в формате стажерской дирижерской группы оркестра.

Владимир Теодорович является для меня примером трепетного отношения к музыке, высочайшего профессионализма, любви, щедрости и выдающегося отношения к людям, музыкантам оркестра, которое мы всегда вместе с коллегами чувствовали и чувствуем по сей день. Его непререкаемый авторитет, масштаб личности неизменно заполняют все пространство репетиционного и концертного зала, где во время исполнения музыки абсолютно все участники действа, будь то музыканты или слушатели, могут воочию наблюдать ту огромную энергию, спонтанность творчества на сцене, которая исходит от Владимира Теодоровича. Когда он дирижирует или играет на скрипке, ни одна нота не звучит «просто так». Владимир Теодорович на протяжении всей своей жизни является примером настоящего служения музыке – качества, значение которого невозможно преуменьшить.

От всей души поздравляю Владимира Спивакова с юбилеем и с нетерпением жду возможности посетить юбилейные концерты!

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»