Лейф Сегерстам выступит в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии

11.02.2020
Лейф Сегерстам выступит в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии

24 февраля 2020 года Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр играет на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии под управлением финского маэстро Лейфа Сегерстама – одного из самых ярких музыкантов наших дней. Это человек удивительной харизмы и фантастической энергетики, выступающий во множестве амплуа – как оперный и симфонический дирижер, композитор, скрипач, пианист… Он работал с крупнейшими симфоническими коллективами по всему миру, возглавлял Королевскую оперу в Стокгольме и Финскую национальную оперу, Датский национальный симфонический оркестр, Филармонический оркестр Турку и Филармонический оркестр Хельсинки, оркестры Австрийского и Финского радио, удостоен Государственной премии Финляндии и почетной Медали Сибелиуса. При весьма активном концертном графике Лейф Сегерстам успевает заниматься композицией, он написал 30 квартетов, множество концертов для скрипки, виолончели, альта и фортепиано, а главное – более 330 симфоний, и останавливаться на этом отнюдь не собирается.

Дирижер не раз выходил на петербургскую филармоническую сцену, а в 2017 году начал многообещающее сотрудничество с ГАСО – под его управлением оркестр с успехом выступал на гастролях в Китае.

В программе концерта 24 февраля две Первых симфонии: Дмитрия Шостаковича и Яна Сибелиуса, и этот выбор далеко не случаен. Сегерстам не раз признавался в любви к музыке Шостаковича, он регулярно исполняет почти все его симфонии и в 1977 году осуществил венскую премьеру Четвертой. Первая симфония – дипломная работа Шостаковича – впервые прозвучала в Большом зале в 1926 году, положив начало мировой славе 19-летнего композитора. На фоне второсортного «постскрябинизма», который доминировал в российской академической музыке первой половины 20-х годов, симфония Шостаковича была воспринята как здравое новое слово, противостоящее устарелому декадансу. Но уже в этом раннем опусе, внешне соответствующем классическим канонам, отчетливо слышна та глубоко серьезная, мрачная и трагическая нота, которая определяет эмоциональную атмосферу его зрелых монументальных творений.

В Первой симфонии классика финской музыки Яна Сибелиуса современники настойчиво искали скрытую программу, в том числе – воплощение сюжета о Куллерво из «Калевалы». Сибелиус эту связь отрицал, хотя именно в глубокой связи с финской культурой, в том числе и с эпосом «Калевалы», коренится неповторимая самобытность и художественная сила его искусства. А жалобная мелодия кларнета, открывающая симфонию, действительно напоминает древний карельский плач. Интересно, что симфония Сибелиуса резонирует с традициями русской музыки, в ней отчетливо слышны отголоски тем Бородина и Чайковского. Услышать этот опус в аутентичном интерпретации финского мастера – бесценно.