Mayhem <br> Lady Gaga <br> Interscope Records Релизы

Mayhem
Lady Gaga
Interscope Records

«Маленькие монстры» изнывают от жажды. Они слишком долго находились в ожидании, утоляя голод джазовыми виньетками и романтическими балладами, киноальбомами и сдержанными нарядами в стиле голливудских див. Они мечтали о возвращении Королевы c когтями, их Mother of Monsters,— и вот она здесь, готовая снова повести их через раскаленный эротический кошмар к дионисийскому шабашу.

Суперзвезда, продюсер, автор песен, обладательница мощнейшего голоса Леди Гага в новом полноформатном альбоме Mayhem с размахом подтверждает свой статус главной фигуры поп-индустрии. Даже сегодня, в эпоху стремительных трендов, ее творчество остается рельефным и влиятельным.

Mayhem — хаос, который Гага держит под жестким контролем. Можно ли соединить электро-поп, индастриал, трип-хоп, гитарный фанк, сладкий синти-поп и постпанк так, чтобы это не звучало как эксперимент на грани распада? В чьих-то руках такой гибрид мог бы стать бесформенным Франкенштейном, но у Гаги он превращается в органичное создание — смелое, дерзкое и очень притягательное.

На обложке Леди Гага смотрит на нас из разбитого зеркала — это прямая метафора содержимого альбома. Она вновь обращается к темным материям The Fame, воскрешает силуэты Bad Romance и Judas, но не застывает в прошлом. Гага собирает себя заново, кусочек за кусочком, вплетая в музыку отголоски тех, кто сформировал ее художественное видение: здесь чувствуются тени Дэвида Боуи, Блонди, Принса, Трента Резнора (правда, его в меньшей степени).

Одна из ключевых тем Mayhem — столкновение двух сущностей: чувственной, уязвимой Стефани Джоанн, прошедшей через множество кризисов, и Королевы-монстра, которую она так долго пыталась заглушить в себе. В одном из интервью Гага признавалась, что постоянное пребывание в образе демонического персонажа разрушительно сказывается на личности — в этом, конечно, нет ничего нового. Но именно здесь, похоже, и скрывается главный ответ: она научилась принимать дуальность своей натуры. Теперь певица не стремится сбрасывать якорь с какой-либо из сторон — балансирование между ними стало единственным способом сохранить себя.

Три песни из альбома — Disease, Abracadabra и Die with a Smile с Бруно Марсом — были выпущены ранее, в 2024 году; последняя завоевала для Гаги статуэтку «Грэмми», а просмотры клипа на песню Abracadabra уже перевалили за 75 миллионов.

Garden of Eden, третий трек альбома, превращает библейскую историю об искушении в китч нулевых. Пока музыка отсылает к первым поп-хитам певицы, сделавшим ее имя нарицательным, Гага-змея заманивает на раскаленный танцпол, призывая отдаться греху: «Давай, я отведу тебя в Эдемский сад, ядовитое яблочко — откуси кусочек». Незадолго до релиза песня была выбрана в качестве главного гимна сезона «Формулы‑1» 2025 года, закрепив за собой ассоциации со скоростью и адреналиновым драйвом. Perfect Celebrity — язвительный, почти театральный разбор парадокса славы и ее двуличной природы. Еще в 2009‑м на премии MTV Video Music Awards Гага уже выносила на всеобщее обозрение жестокую участь быть знаменитой, вспарывая себе живот во время исполнения песни Paparazzi. В Perfect Celebrity же певица ведет двойную игру — теперь она и кукла, и кукловод: «Ты платишь мне деньги, а я тебя веселю. Ты любишь меня ненавидеть, я идеальная знаменитость». Этот электро-гранж с ревущими гитарами и хард-киками близок к песне Never Enough от The Cure, но звучит более агрессивно.

Результатом сотрудничества Гаги с французским электронщиком и продюсером Gesaffelstein стал трек Killah. Это, пожалуй, самый выделяющийся релиз. Грувовая, назойливая гитара делает пятьдесят процентов песни, и это играет на руку. Чувствуется отчетливый оммаж музыке начала 1990‑х, композиции Fame Боуи, немного от Питера Гэбриэла. Неожиданный, но приятный поворот происходит в последней трети песни, когда гитарный риф сменяется на стремительный разгон, ударные усиливаются, превращая все в убойный тех-панк. Подобные «финты» от Гаги еще раз доказывают, что творчество певицы пока рано упаковывать в коробку и убирать на заднюю полку.