Книги
Юбилей великой Майи Плисецкой отмечают по-разному: играют концерты с сочинениями Родиона Щедрина, ее мужа; на лучших театральных сценах оживают его балеты, в которых она царила, – «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Кармен-сюита». Создали даже хореографический байопик: в композиции «Майя. Сюита любви» (режиссер – Игорь Теплов, хореограф – Виктория Литвинова) на сцене Государственного Кремлевского дворца мы видели не только главную героиню, но и (впервые!) – Родиона Константиновича, образ которого воплотил премьер Большого театра Владислав Лантратов.
А на книжных полках под занавес осени разразился настоящий литературный бум. Три книги, три взгляда, три попытки разгадать феномен «божественной Майи» появились почти одновременно, создав объемный и многогранный портрет легенды. Ее брат, Азарий Плисецкий, преподнес имениннице и всему миру книгу-размышление «Век Майи» – личную хронику, в которой он пытается проникнуть в тайну невероятного обаяния и харизмы сестры.
Трудно представить, чтобы личность такого масштаба не была увековечена в главной биографической серии страны. И эта миссия выполнена Николаем Ефимовичем, представившим новую книгу о Плисецкой в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей». Завершает триаду мемуарный шедевр двоюродного брата балерины, художника Бориса Мессерера. Его труд «Дар Асафа и Майи» – это двойной портрет, где воспоминания о титанах советской хореографии сплетаются в единое повествование о творчестве, семье и эпохе.

Азарий Плисецкий, хранитель главной семейной тайны, представил в пресс-центре Большого театра свою книгу «Век Майи». Это не очередное издание о великой балерине, а скорее личное, глубокое высказывание брата о своей сестре – Майе Плисецкой. Книга напоминает собранный вручную архив. В ней – редкие, никогда не публиковавшиеся фотографии, выцветшие открытки, письма с торопливыми пометками на полях и театральные программы. Азарий Михайлович проводит читателя через вехи судьбы своей сестры: вот небольшой рассказ о том, как они вместе с Суламифью Михайловной Мессерер придумывали «шлягерный» номер с музыкой Сен-Санса; вот история о том, как Родион Константинович Щедрин «уводит из дома» горячо любимую сестру; а вот фотография – за рулем «Волги» ГАЗ-21 сама Майя Михайловна, импульсивная, не способная воспринимать спокойно других автомобилистов на дороге. Особую ценность повествованию придают тридцать пять QR-кодов, расположенных на страницах издания. Они открывают потаенные двери в прошлое – к видеофрагментам из семейных съемок и выступлений Майи. Многие кадры сделаны самим Азарием Плисецким, пристрастившимся к видеозаписи еще со времен работы на Кубе.

На презентации книги автор поделился историями, которые раньше не покидали семейного круга. Борис Акимов вспоминал, как Майя Михайловна лично пригласила его танцевать в балет «Конек-Горбунок». А рядом с легендарными танцовщиками находились литературный редактор Василий Снеговский и главный редактор издательства «Слово» Наталия Аветисян, раскрывшие историю создания книги:
«Как мне признался сам Азарий Михайлович, толчком к осознанию послужил ремонт. Вдруг, совершенно неожиданно они поняли, что их мама – знаменитая актриса Рахиль Михайловна Плисецкая, или просто Ра, как ее все звали, – бережно собирала все, что касалось ее семьи и детей. И в этой самой квартире, в которой Азарий Михайлович бывает, каждый раз приезжая в Москву, хранились настоящие сокровища: переписка Майи Михайловны с братом, с мамой, с ее любимым мужем Родионом Щедриным, а также вырезки и заметки из старых газет», – говорит Наталия Аветисян.
Финальным штрихом в этом литературном портрете Майи Плисецкой стало послесловие, написанное ее учеником и продолжателем традиций Николаем Цискаридзе.

«Эта книга о Любви, о Любви с большой буквы…», – открыла свое выступление на презентации новой биографии Майи Плисецкой в пресс-центре ТАСС главный редактор издательства «Молодая гвардия» Мария Залесская. Насыщенная жизнь балерины пополнила портретную галерею знаменитой серии «Жизнь замечательных людей». Какая она, Майя Плисецкая? Чего мы о ней не знали? Какие люди ее окружали? Кто из них «делал» ее жизнь и на чьи судьбы влияла она сама? Почему балерина считала, что живет в чужое время? Автор и издатель обещают, что читатель найдет ответ на эти и многие другие вопросы.
Диалог Николая Ефимовича с великой балериной длился два десятилетия – с момента первой встречи в Нижнем Новгороде в девяностых.
«Майя Михайловна была человеком очень сложным, но наш разговор, начавшийся на берегах Волги, продолжался двадцать лет», – отмечает автор. В газете «Комсомольская правда» он запечатлевал мгновения ее триумфов, также Плисецкой посвящен другой его труд – «Рыжий лебедь», искренний и откровенный разговор с четой Щедриных – Плисецких. При упоминании о характере отношений с Майей Михайловной Ефимович осторожничает со словом «друг», понимая дистанцию между «мальчиком из белорусской деревни» и живой легендой.
Автор признается, что одних личных впечатлений для формата «ЖЗЛ» было недостаточно; существует море книг, фильмов и мифов о Майе Михайловне. Ответ Николай Ефимович нашел в архивах. Он восемь месяцев провел в архиве Бахрушинского музея. И там его ждали открытия. Уникальные дневниковые записи тети балерины, актрисы Елизаветы Мессерер, день за днем фиксировавшей детство Майи, начиная с самого рождения. Откровение: Майя Плисецкая не мечтала о балете с детства! Ее детские устремления были направлены в сторону другого вида искусства – драматического театра и кино. Красивая легенда о призвании, осознанном едва ли не с трех лет, – не более чем фантазии почитателей великой балерины.
В книге Ефимовича развеяны и многие другие мифы. Например, о вечной вражде с Галиной Улановой. Найденая статья Плисецкой в «Известиях», написанная после смерти Галины Сергеевны, – «Самая эстетичная балерина» – проникнута не просто симпатией, а любовью.
«Трудно судить, насколько мне удалось воплотить задуманное. Безусловно, я как автор испытываю к своей героине огромную симпатию и любовь. Однако я не хотел создавать из нее икону – Майя Михайловна никогда бы этого не одобрила, ведь превыше всего она ценила правду.
Мне кажется, что в какой-то степени мне удалось показать именно правду о ней – правду ее жизни. В книге подробно рассказано и о творчестве, и о ее художественной манере, и о людях, которые ее окружали. И обо всем этом я постарался рассказать максимально честно», – заключает Николай Ефимович.

27 ноября в Российском национальном музее музыки на суд публики была представлена новая книга мэтра сценографии Бориса Мессерера – «Дар Асафа и Майи». Это не просто мемуары, а масштабное полотно, сотканное из памяти, любви и семейных преданий, где личная история неотделима от истории культуры.
Книга представляет собой нечто вроде диптиха. Первая часть – подробнейшее жизнеописание Асафа Мессерера, легендарного хореографа, чье имя стало символом целой эпохи в советском балете. Однако Борис Мессерер видит в Асафе не только великого хореографа, но прежде всего – гениального отца. Этот двойной образ становится лейтмотивом повествования: отец в жизни и «отец» на сцене – педагог, чья творческая энергия рождала целые поколения артистов. Эти страницы обладают особой ценностью, ведь, несмотря на огромный вклад Асафа Мессерера в хореографическое искусство, о его жизни и творческих поисках до сих пор было написано удивительно мало.

Портрет кузины Асафа Михайловича, сиятельной Майи Плисецкой, образует вторую часть повествования. Написанный словом, он уникален своей интимностью и глубиной. Здесь нет места легендам и газетным штампам; перед нами возникает образ гениальной балерины, увиденный глазами близкого человека, который был свидетелем не только ее триумфов, но и сомнений, радостей и сложностей на жизненном пути.
«Дар Майи полностью раскрылся в синтезе танца, музыки и великой литературы. Дар Плисецкой и в ее непреклонном характере: не растерять в мелочах свой талант, свершиться до конца, несмотря на ожесточенное сопротивление внешних сил, обстоятельств жизни, прессинга власти, интриг, предательств. Неистовое упорство – все или ничего. В этом суть неповторимой судьбы Майи», – пишет в предисловии автор.
В издании щедро представлены живописные работы самого Бориса Мессерера. Его картины – это не просто дополнение к тексту, а полноценное высказывание, визионерский дневник, в котором запечатлено то, чем жили молодой Борис Мессерер в те годы, сам Асаф, Майя и их окружение.