Medtner. Songs <br>Sofia Fomina (soprano), Alexander Karpeyev (piano) <br>Chandos Релизы

Medtner. Songs
Sofia Fomina (soprano), Alexander Karpeyev (piano)
Chandos

София Фомина знакома читателям благодаря прекрасным записям – это и «Вольный стрелок» Вебера в версии Марека Яновского, и Четвертая симфония Малера под управлением Владимира Юровского, и «Дидона и Эней» Пёрселла в интерпретации Теодора Курентзиса. Настоящий диск представляет новый формат, в котором приглашенная солистка Ковент-Гардена, артистка Баварской и Дрезденской оперы попробовала свои силы. Решение записать монографический сольный альбом – предприятие захватывающее, рискованное и требующее неимоверных усилий, что не может не восхищать и не говорить об укреплении творческих позиций прекрасной русской певицы.

Как рассказывает сама Фомина, все началось еще в Гнесинском институте, где она впервые исполнила несколько произведений Николая Метнера. Тогда же она дала себе обещание вернуться к этому композитору и сделать записи его романсов, которых к тому времени почти не было. Судьба благоволила ей, и, познакомившись с пианистом Александром Карпеевым, большим специалистом по творчеству Метнера, Фоминой, наконец, удалось реализовать давнюю мечту – записать четыре полных цикла романсов на стихи Пушкина, Фета, Тютчева, Гёте, Эйхендорфа и Шамиссо – дореволюционные опусы 36 и 37 и написанные за границей 45 и 46. Некоторые из романсов до этого на дисках не издавались.

Метнеровская вокальная лирика – крепкий орешек не только для вокалистов, но и пианистов, от которых требуется невероятная включенность в виртуозно-захватывающее исполнение. Нередко самого композитора упрекали в бесцветности его романсов, в расплывчатой музыкальности. Эту сложность тандем решает удивительно органично и просто: словно заполняя оставленные композитором воображаемые лакуны, Фомина расписывает тонкой кистью своего голоса каждую его фразу, привнося в их звучание необходимую лиричность, страстность, возделывая каждый романс в лучших исполнительских традициях русской камерной музыки.

Новый альбом можно назвать постепенным погружением в мир сложной метнеровской стилистики. Начинается это движение с пушкинского «Ангела», в котором голос так нежно ложится на пульсирующую фортепианную партию, создавая тем самым общую плотную фактуру. Фомина показывает невероятное разнообразие голосовых настроений – от мечтательно-задумчивых («Цветок») до страстно-пленяющих («Испанский романс») и даже пугающих («Арион»). Всюду ее вокал смело вплетается в свободное фортепианное движение. Нередко певица работает на пределе возможностей, однако все же крепко удерживая тесситуру и демонстрируя абсолютное понимание музыки.

«Бессонница» (из опуса 37) – одно из самых сильных исполнений в альбоме. Великолепное владение голосом, сердитое озвучивание низких нот, четкая дикция и пронизывающие выходы в верхний регистр – при этом без всяких вокальных злоупотреблений. Фомина уверенно держится за нить своей партии, пробираясь через лабиринты метнеровских гармоний, – будь то трагически-напряженная «Зимняя ночь» (из опуса 46) с ее зловещим предчувствием катастрофы или шаловливый «Ручей» (на диске – «Весна»), где ласковый голос дарит надежду на любовь и счастье.