К юбилею выдающегося мастера отечественной дирижерской школы фирма «Мелодия» выпускает комплект из восьми дисков студийных и концертных записей 1970–80-х годов. Звучат оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова, сюита из балета «Гаяне» Хачатуряна, «Дон-Жуан» Р. Штрауса, симфонические опусы Буцко, Янченко, Кабалевского, Теодоракиса, Бернстайна и других композиторов ХХ столетия. Ряд записей опубликован впервые.
«Сегодня он может считаться одним из пяти-шести лучших дирижеров мира. Это явление из ряда вон выходящее…» – такую восторженную оценку дал еще молодому Дмитрию Китаенко Герберт фон Караян. В истории отечественного дирижирования искусство Китаенко сыграло выдающуюся и, быть может, еще не оцененную по-настоящему роль.
И сейчас, три десятилетия живя за границей, выступая с ведущими оркестрами Европы, Азии и США, Китаенко остается одним из ведущих «русских» дирижеров зарубежья. Но именно первый, «советский» период биографии дирижера – музыкального руководителя МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, главного дирижера Симфонического оркестра Московской филармонии – оставил наибольший след в музыкальной жизни Москвы. А его сохранившиеся студийные и концертные записи тех лет актуальны и сегодня: «Золотой петушок» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова, сюита из балета «Гаянэ» Хачатуряна, «Дон-Жуан» Р. Штрауса, симфонические опусы Буцко, Янченко, Кабалевского, Теодоракиса, Бернстайна и других композиторов ХХ столетия.
Широкую известность Китаенко принесла II премия на Международном конкурсе дирижеров в Вене (1969), организованном Караяном. Оркестранты, публика, пресса восхищались его трактовкой «Дон Жуана» Р. Штрауса – это произведение на многие годы стало «визитной карточкой» дирижера.
И все же в обширном репертуаре Китаенко главная роль принадлежала музыке ХХ века, и в этой связи особый интерес представляет «диск посвящений», с записями симфоний Юрия Буцко и Ираклия Габели, написанных специально для Дмитрия Китаенко.
В 1984 году главным событием Международного музыкального фестиваля в Москве стала премьера монументальной «Весенней» симфонии (№7) греческого композитора Микиса Теодоракиса под управлением Китаенко. Но если запись этого исполнения была издана на пластинках, то запись Второй симфонии Леонарда Бернстайна, исполненной на том же фестивале, ранее не издавалась – «Мелодия» публикует ее впервые.
Еще одна никогда не публиковавшаяся запись – «Гаянэ-сюита» Арама Хачатуряна с оркестром МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко – яркая страница театральной биографии Китаенко. Под его управлением оркестр исполняет одноактную версию балета, поставленную в театре в 1972 году.
Возглавив оркестр Московской филармонии, Китаенко постоянно возвращался к оперному жанру. Концертные исполнения с участием выдающихся певцов он затем фиксировал в записи: одной из таких работ стал «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
В издании также представлены сочинения Рахманинова: опера «Алеко», Allegro из «юношеской» симфонии и кантата «Весна» (солист Юрий Мазурок) – одна из последних записей маэстро перед отъездом из нашей страны, осуществленная в 1989 году.
Записи доступны на цифровых платформах по ссылкам: Apple Music, YouTube, Яндекс.Музыка, Spotify.
Другие записи Дмитрия Китаенко на «Мелодии»: