«Мелодия» впервые публикует запись Первой камерной симфонии (1968) Николая Каретникова (1930–1994), написанной в додекафонной технике. Каретников – один из первых советских композиторов, обратившихся к серийной технике, и единственный, кто последовательно, начиная с конца 1950-х, во всех произведениях применял додекафонный метод сочинения.
Основное правило додекафонии – не повторять звук серии, пока не прозвучат остальные одиннадцать – не было для композитора абсолютным: «Я никогда не относился к этой технике чисто математически, всё подвергая всегда слуховому контролю. И если строгое изложение давало не устраивающий меня звук, шел на нарушение» (Николай Каретников). Додекафония для Каретникова была свободой в том смысле, в котором о ней говорил Веберн: «Только теперь стало возможным сочинять соответственно своей вольной фантазии, не будучи связанным ничем, кроме ряда. Это звучит парадоксально: лишь с этими неимоверно тесными оковами стала возможной полная свобода».
Первая камерная симфония Каретникова, записанная на концерте в Большом зале Московской консерватории 17 октября 1981 года, Ленинградским камерным оркестром старинной и современной музыки под управлением Эдуарда Серова никогда не издавалась. Прошло более полувека со дня ее написания и 40 лет со дня премьеры в нашей стране.
3 июня 2021 года в Рахманиновском зале Московской консерватории прозвучит мировая премьера Второй камерной симфонии (1994) Николая Каретникова – последнего сочинения композитора и последней русской камерной симфонии XX века.
«Мелодия» публикует также и другие позднесоветские образцы жанра: Первую камерную симфонию Эдисона Денисова (1929–1996) и Confessiones Николая Корндорфа (1947–2001). Эдисон Денисов дебютировал в жанре «камерной симфонии» в 1982 году по инициативе французского ансамбля 2Е2М, которому и посвящена симфония. Среди множества ее исполнений Денисов выделял запись Ансамбля солистов оркестра Большого театра под управлением Александра Лазарева. По заказу этого коллектива в 1979 году была написана симфония для камерного оркестра Confessiones Николая Корндорфа. В сочинении, принесшем композитору славу, были использованы различные авангардные техники (полистилистика, сонористика, алеаторика), магнитофонная запись и приемы инструментального театра.
Симфонии Денисова и Корндорфа в исполнении Ансамбля солистов под управлением Лазарева выходили на грампластинках в 1980-е годы. Альбом доступен для прослушивания на цифровых площадках: Apple Music, Яндекс.Музыка, YouTube, Deezer, Spotify.