«Мелодия» публикует в цифровом формате пластинку Вячеслава Артёмова «Пробуждение»

29.06.2021
«Мелодия» публикует в цифровом формате пластинку Вячеслава Артёмова «Пробуждение»

Пластинка «Пробуждение», выпущенная в 1983 году, стала первым сольным альбомом Вячеслава Артёмова – одного из лидеров «академического андеграунда» советской музыки. В нее вошли камерные сочинения Артёмова в исполнении самого композитора,  флейтиста Александра Корнеева, скрипачей Татьяны Гринденко и Олега Крысы, певицы Лидии Давыдовой и ансамбля ударных инструментов под управлением Марка Пекарского.

«Музыку можно рассматривать как миф, ритуал, сновидение, как игру, исто­рический документ или показатель эволюции мира и сознания. Но самая важная ее задача – познание мира, выраженное в особой форме… Музыка – особая наука: космология духа. Она не требует спекуляций и ло­гических описаний. Она несет озарение, и этот опыт передается непосредственно звуками».

Так говорит о музыкальном искусстве Вячеслав Артёмов – композитор, который начал свой путь в искусстве, уже имея за плечами физмат Московского университета; который был официально подвергнут остракизму в СССР и включен в так называемую «хренниковскую семерку», хотя ни его музыка, ни мировоззрение не были созвучны авангардному направлению. 

В конце 1980-х его «Реквием» с триумфом обошел концертные площадки страны и мира, а в наши дни Теодор Курентзис называет Артёмова  «единственным композитором, создающим сегодня монументальные композиции потрясающей силы и красоты».

Произведения, вошедшие в альбом «Пробуждение», отражают главные черты индивидуального «композиторского лица» автора. Это вариативность на грани импровизации (пьеса для флейты и фортепиано «Птенец анцали», навеянная мадагаскарской сказкой о возрождающейся птице); особое отношение к фольклору, погружение в архаику в стремлении найти праязык «мировой души» («Заклинания» для голоса и ударных); творческое исследование природы инструментального звука («Пробуждение» для двух скрипок). Завершает пластинку «Тотем» (Соната для шести исполнителей), посвященная автором «великолепной шестерке Марка Пекарского» – здесь ударные инструменты, по мнению его старшего коллеги Альфреда Шнитке, демонстрируют «магическое воздействие ритма, острого и контрастного, с заклинательным многократным повторением ритмоформул».

Альбом доступен для прослушивания на цифровых площадках: Spotify, Apple Music, YouTube, Яндекс.Музыка, Вконтакте.