«Мелодия» выпустила в цифровом формате запись премьеры «Антиформалистического райка»

12.05.2023
«Мелодия» выпустила в цифровом формате запись премьеры «Антиформалистического райка»

13 мая 1989 года в Большом зале Московской консерватории, вслед за мировой премьерой в Вашингтоне, впервые в СССР прозвучал «Антиформалистический раёк» Шостаковича — сочинение, тайно созданное им после обвинений в «формализме» и «антинародности» и ни разу не исполнявшееся при его жизни. Концерт был записан в консерватории, но не издан, запись публикуется впервые.

Сама программа концерта составлена с иронией в духе самого Шостаковича: музыка в буквальном смысле «народная» сменяется фрагментами из оперы, обвиненной в «формализме», а затем литературно-музыкальной политической сатирой, высмеивающей оба понятия. В первом отделении звучат обработки русских песен для хора, во втором — сюита из музыки «Катерины Измайловой» и наконец «Антиформалистический раёк». (Во втором отделении в исполнении Михаила Козакова звучит стихотворение Анны Ахматовой «Музыка», посвященное Дмитрию Шостаковичу).

Шостакович начал писать «Антиформалистический раёк» в 1948 году вдохновившись сатирическим памфлетом Модеста Мусоргского, после выхода постановления, в котором Политбюро ЦК ВКП (б) обвинило Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна, Шебалина, Попова, Мясковского и Мурадели в «формализме» и «антинародности». После выхода постановления и последующих собраний в Союзе композиторов СССР, музыка ведущих советских композиторов была запрещена, а сами авторы подверглись травле на государственном уровне.

В «Райке» Шостакович зло иронизирует над своими преследователями и абсурдностью обвинений Политбюро, не стесняясь ни в музыкальных, ни в литературных выражениях. Вопросы по «единице-двойко-тройкинской системе», добавленные композитором в конец либретто и пародирующие советские агитационные брошюры, не предполагают сценического исполнения. Поэтому для полноты картины при прослушивании «Райка» рекомендуем держать перед глазами текст.

«Антиформалистический раёк» был написан «в стол» и показан лишь близким друзьям — подобное сочинение в те годы могло стоить Шостаковичу жизни. Среди прототипов персонажей фигурировал сам Иосиф Сталин, а финальную часть «Райка» композитор посвятил сталинским репрессиям. (Из двух первых исполнений — в Вашингтоне и в Москве — финал был выпущен, и только 25 сентября 1989 года «Раёк» прозвучал целиком, но в архиве «Мелодии», к сожалению, этой записи нет).

 Издание на сайте «Мелодии».