Ментальная связь с Таривердиевым События

Ментальная связь с Таривердиевым

В «Зарядье» завершился цикл концертов к юбилею Микаэла Таривердиева

90-летие Микаэла Таривердиева в Московском зале «Зарядье» отметили рядом концертов, репертуарно охвативших почти все грани творчества композитора. Прозвучала не только популярная киномузыка, но и не менее интересные произведения оперного жанра, инструментальные сочинения. Завершилась юбилейная программа камерным вечером вокальных циклов – квинтэссенцией богатейшего мелодического и концептуального дара Таривердиева.

Наверняка меломаны со стажем помнят, как вокальные циклы Таривердиева пела выдающаяся певица Зара Долуханова. Новому поколению доступны записи ее интерпретаций. Она удивительно точно умела раскрыть содержание высококлассной поэзии, воплощенной в музыке композитора: очень умной, логичной, по-эстетски выверенной и в то же время вдохновенной.

Выбор исполнителей – ключевая задача, с которой организаторы памятного вечера справились на сто процентов. Спеть циклы на стихи средневековых японских поэтов, а также Ахмадулиной, Цветаевой, Кирсанова и Мартынова пригласили двух замечательных и принципиально разных певиц – оперную звезду Венеру Гимадиеву, которую мы редко слышим в камерном репертуаре, и ярчайшую солистку МАМТ, напротив, специализирующуюся на «малом формате», Наталью Петрожицкую.

Партию фортепиано исполнял Алексей Гориболь – можно сказать, неразрывно и ментально связанный с музыкой Таривердиева. Вообще, идущая на уровне стилистического понимания прочная связь с композитором объединяла всех участников концерта: не прозвучало ни одной равнодушной или пустой ноты.

Вокальный цикл на стихи Леонида Мартынова, считавшегося последователем Владимира Маяковского со стремлением к урбанистическому пейзажу, оказался в руках Венеры Гимадиевой и стал буквально театральной зарисовкой: певица искусно показала внутреннюю связь трех романсов, замечательно актерски отыграла каждый нюанс и метафору.

Наталья Петрожицкая свое «стопроцентное попадание» продемонстрировала в цикле на стихи Беллы Ахмадулиной – тогда, в 1963 году, Таривердиев впервые воплотил ее стихи в музыке. Прочтение певицей, например, не просто романса, а настоящей сцены «Пятнадцать мальчиков» невозможно забыть и спустя много времени. Настолько убедительно и доходчиво она смогла передать замысел авторов.

Интересно, что Таривердиев писал в основном именно вокальные циклы, а не отдельные романсы: композитор тяготел к сложной драматургии, к развитию. Стихи, которые он избирал, почти всегда раскрывают конфликт с обилием деталей и подробностей. Мелодическая линия основана на речитативе – но гений Таривердиева был как раз в том, что он мог достигнуть в речитативе высшей выразительности, органично «внедрить» в него песенные и романсовые интонации.

Метод работы композитора с музыкальной мыслью не похож на Прокофьева, Стравинского или Шнитке: он идет своим путем, балансируя между традицией и авангардом так, чтобы это было логично и естественно, чтобы мелодия шла за текстом, но нисколько не уступала ему. Такие свойства стиля Таривердиева, безусловно, ставят его сочинения в ряд крупнейших достижений XX века.

Постскриптум вечера – последнее сочинение Микаэла Леоновича, которое без ложного пафоса можно назвать его собственным реквиемом. Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (op. 104) исполнили Александр Тростянский, Рустам Комачков и Алексей Гориболь. Таривердиев при жизни не успел разложить партии для трио – наши музыканты сами расшифровали ее и сделали исполнительскую редакцию. В мировом камерном репертуаре появился еще один выдающийся образец философской, глубокой и сильной музыкальной мысли.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»