Merd’v’là l’hiver: Complaintes des gens de rue</br>Stéphanie d’Oustrac, Arnaud Marzorati, Les Lunaisiens</br>Alpha Релизы

Merd’v’là l’hiver: Complaintes des gens de rue
Stéphanie d’Oustrac, Arnaud Marzorati, Les Lunaisiens
Alpha

Лейбл Alpha не перестает удивлять и восхищать стремительностью выхода новых релизов, улавливающих своими радарами настроения современности, как острый ум, интуиция и информация заправского журналиста. А как иначе можно объяснить появление Merd’ v’là l’hiver — «Проклятье, скоро зима!»? Зима ведь действительно скоро, и в отличие от многих предыдущих зим эту ждут в Европе с особой тревогой.

Франция — родина этого лейбла — верна заветам «свободы, равенства, братства», чему свидетельством — программа нового альбома, которая посвящена песням улицы, ведь сложнее и холоднее всего зимой во все времена приходилось уличным бродягам, музыкантам. И потому первая «песенка» на диске — Dies irae в том инструментальном, бессловесном аутентичном виде псалмодии, в каком ее могли слышать в далеком XIII веке. С тех пор она стала музыкальным символом не столько «Дня гнева», сколько смерти, ее песен и плясок.

Кто сочинил музыку «Проклятье, скоро зима!», неизвестно; стихи же ее взяты из сборника «Монологи бедных» (Soliloque du pauvre), которые были собраны и обработаны Джеханом Риктусом (псевдоним Жана Риктуса) в 1897 году, известным своими выступлениями в парижских кабаре. В этом сборнике можно найти истории, рассказанные бродягами, проститутками, рабочими, бездомными детьми, где понятные приличные слова перемешаны с «суржиком», жаргоном и сленгом. Но именно терпкие запахи и звуки «песен улиц», свободных от александрийского каркаса, Бодлер считал «настоящей музой народа». Хотя наряду со множеством анонимов здесь встречаются и авторы.

Арно Мардзорати, впитавший с молоком матери искусство французских шансонье, поначалу очень выразительно декламирует, вводя в тему, постепенно переходя на пение. Именно благодаря его большой любви к этому пласту музыкальной культуры Франции, любви к каждой крошке истории своей страны этот диск и был собран. В жалостливом соло скрипки в первом же проигрыше «Проклятой зимы» можно услышать ассоциацию с «Зимой» Вивальди. Следующий трек «Холера идет», к которому приложил руку уже сам Аристид Брюан, звучит у девичьих ансамблей почти как знаменитая «Мальбрук в поход собрался», с эхом характерного ритма революционной Ça ira в таком отчаянном маршевом мажоре, что никакая эпидемия и пандемия этому народу не страшна и с таким настроем будет посрамлена. В этом девичьем хоре приняла участие и оперная звезда — меццо-­сопрано Стефани д’Устрак. В акапельном виде соблазнительные француженки прозвучат в песне «Девушки рабочего класса» Густава Гублие. А в сольном номере Стефани — «Булыжная серенада» — она предстает новой Эдит Пиаф.

Очаровательный, воздушно-­беззащитный шлягер «Сплин» с его экстравагантным арфовым вступлением (или «Вальс нерешительности») Франсиса Попи здесь протягивает руку помощи вальсу «Любовь и весна» Вальдтейфеля, рифмуясь с его шарманочным всхлипывающим секундным мотивом в духе «разлука ты, разлука».

При всей простоте «ламенто улиц» этот сложносоставной альбом потребовал кропотливой, штучной стилизаторской работы и отменного вкуса ансамбля Les Lunaisiens («Лунатики»), который сегодня нарасхват во многих оперных театрах Франции. Они устраивают из этой подборки нежнейших песен и танцев феерическое антропологическое ревю, сочетающее брызжущую темпераментом декламацию с песнями и инструментальными номерами, расковывающими душу и тело слушателя в его борьбе за свободу.

ОРКиКО <br> СУП <br> ГЕОМЕТРИЯ Релизы

ОРКиКО
СУП
ГЕОМЕТРИЯ

Japan Czech Inspiration </br> Pilsen Philharmonic Orchestra </br> Chuhei Iwasaki </br> ARS Produktion Релизы

Japan Czech Inspiration
Pilsen Philharmonic Orchestra
Chuhei Iwasaki
ARS Produktion

Janáček. Brahms. Bartók </br> Patricia Kopatchinskaja, Fazıl Say </br> Alpha Classics Релизы

Janáček. Brahms. Bartók
Patricia Kopatchinskaja, Fazıl Say 
Alpha Classics

На волнах нашей памяти Релизы

На волнах нашей памяти

«Фирма Мелодия» переиздала на виниле альбом «По волне моей памяти» — легендарную сюиту композитора Давида Тухманова, вершину отечественного композиторского арт-рока середины 1970-х годов.