27 апреля – неделю спустя после православной и католической Пасхи – в Концертном зале имени П.И. Чайковского будет исполнена оратория Генделя «Мессия» (к 340-летию со дня рождения композитора). Дирижер Филипп Чижевский встанет за пульт двух возглавляемых им коллективов – Государственного академического камерного оркестра России и ансамбля Questa Musica.
Украшением вечера станет участие Надежды Карязиной, солистки Цюрихской оперы, недавно получившей премию Герберта фон Караяна после триумфального дебюта на Зальцбургском Пасхальном фестивале в опере «Хованщина» Мусоргского (режиссер – Саймон Макбёрни). Не менее востребована певица Надежда Павлова, несколько месяцев назад блистательно выступившая в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса в Гамбургской опере (режиссер – Дмитрий Черняков). Ярославу Абаимову в «Евгении Онегине» Чайковского в сезоне 2024/25 аплодировала публика миланского Ла Скала (режиссер – Марио Мартоне), а Игорь Подоплелов показал вокальное мастерство в «Летучем голландце» Вагнера в Московском театре «Новая Опера» имени Е.В. Колобова (режиссер – Константин Богомолов).
Оратория «Мессия» впервые прозвучала 13 апреля 1742 года в Дублине и стала безусловным триумфом композитора. Еще до премьеры весть о необычайном ее великолепии вызвала огромный ажиотаж: мужчин просили приходить без шпаг, а дам – без фижм, чтобы зал смог вместить всех желающих услышать новое сочинение Генделя. «По мнению наилучших знатоков, творение сие намного превосходит все ему подобные исполнявшиеся когда-либо в этом или ином другом королевстве», – писали современники. Сегодня «Мессия» входит в число наиболее часто исполняемых ораторий в мире.
«Замысел “Мессии” колоссален без всякого преувеличения: по существу, это вся история человечества и его искупления, – рассказывает музыковед Сергей Ходнев. – Она открывается ветхозаветными пророчествами о Христе (хотя по существу отталкивается и вовсе от грехопадения Адама), а завершается эсхатологической картиной “новой земли и нового неба”, где, по слову Апокалипсиса, “времени уже не будет”. При этом в оратории нет ни привычных “действующих лиц”, ни авторского текста. В речитативах, ариях, дуэтах и хорах звучат исключительно цитаты из Библии, подобранные либреттистом Чарльзом Дженненсом.
Все то, что мы знаем о Генделе, все то, что мы слышим в его музыке, заставляет предположить, что для него чаемый конец мира не связывался с идеей затмевающего все безжалостного правосудия. В огромном хоровом финале “Мессии” Христос является не как грозный Судия, но как прославляемый Агнец. Созданный Генделем эпос о кротости, одолевающей вселенскую тьму, о свете, побеждающем мрачную земную бессмыслицу, призван нести надежду и утешение».