METAMORPHOSIS LIGETI <br>QUATUOR DIOTIMA <br>PENTATONE Релизы

METAMORPHOSIS LIGETI 
QUATUOR DIOTIMA 
PENTATONE

Камерная музыка Дьёрдя Лигети оказалась в тени таких его шедевров, как «Атмосферы» и Lux aeterna, опера «Великий Мертвиарх» и Реквием, фрагменты которого режиссер Стэнли Кубрик использовал в знаменитой «Космической одиссее 2001 года». К 100-летию со дня рождения Лигети Quatuor Diotima записал все произведения мастера, созданные для струнного квартета.

Альбом Metamorphosis Ligeti — аудификация того, как менялся композиторский почерк Лигети. Andante и Allegretto (1950) были написаны в качестве выпускной экзаменационной работы в Музыкальной академии имени Листа в Будапеште. Стилистика соответствовала канонам соцреализма, ставшего неотъемлемой чертой венгерской музыкальной культуры после прихода к власти коммунистов в 1949 году. С незамысловатой и в чем-то прямолинейной работой с фольклорными источниками партитура Andante и Allegretto была публично исполнена только в 1994-м на Зальцбургском фестивале. Любопытно сравнить эту музыку с Первым струнным квартетом (1953–1954), который публично в Венгрии не исполнялся и сочинялся композитором «в стол». Здесь более сложная работа и с фольклором, и с параметрами звука. Очевидно влияние музыки Белы Бартока — современник Лигети, композитор Дьёрдь Куртаг, впервые услышав этот опус, назвал его «Седьмым квартетом Бартока». Мировая премьера квартета состоялась лишь в 1958 году в Вене. Лигети вместе с женой перебрался туда в 1956 году в статусе нелегального эмигранта после вторжения советских войск в Венгрию — «братская помощь» обернулась подавлением восстания, в результате чего погибло несколько тысяч человек, многие были арестованы.

Творческие метаморфозы Лигети продолжились во Втором струнном квартете (1968) — композитор исследовал звук во времени и пространстве, а его новый стиль закален опытом посещения Дармштадтских курсов новой музыки и знакомством с экспериментами Штокхаузена, Ноно, Циммермана и Кагеля. О дальнейшей эволюции стиля венгерского автора могли бы рассказать Третий и Четвертый струнные квартеты. Один из них Лигети планировал писать для Arditti String Quartet, другой — для Kronos Quartet. Наброски двух сочинений были изучены и представлены в 2012 году музыковедом Бьянкой Циплеа Темеш на основе ее работы в Фонде Пауля Захера.

Обложка альбома Metamorphosis Ligeti — отсылка к «Космической одиссее 2001 года». Ощущение невесомости, герметичность и звуковой вакуум, знакомые по киноленте Кубрика, — все это есть во Втором струнном квартете. Послушайте, как солисты Quatuor Diotima создают тревожный саспенс в первой части, в третьей — эффектно исполняют сложнейшие каскады из пиццикато. Подобную тревожность и отсутствие устоя можно слышать в Lontano или «Атмосферах» для оркестра, в «Алфавите» из Nonsense Madrigals для хора. Музыковед Кшиштоф Мейер в эссе о Дьёрде Лигети приводит красивую метафору: потерянность и отсутствие гравитации, переменчивая звуковая плазма объясняются вечным статусом беженца и эмигранта, отсутствием ощущения родины. Мейер цитирует интервью 2002 года, записанное с композитором за несколько лет до смерти, когда на вопрос о родине Лигети коротко и сухо ответил: «Нет. У меня нет никакой родины».

Любопытно сравнить новый альбом Quatuor Diotima с несколькими известными интерпретациями струнных квартетов Лигети — с образцовой записью Arditti String Quartet (1996, Sony) и альбомом Parker Quartet (2009, Naxos), который получил премию «Грэмми» как лучшая запись камерной музыки. Наиболее самобытно в новом альбоме решен Первый струнный квартет. В партитуре композитор указал на связь музыки с «Превращением» Франца Кафки. Подобно тому, как в повести Кафки тоталитарная система разрушает личность героя и превращает его в насекомое, метаморфозы в квартете Лигети проходят путь от звука к мало различимому сонорному шуму. Музыкально идея метаморфозы передана через трансформацию мельчайших звуковых интонаций. Эти интонации проходят на протяжении всех девяти частей цикла, которые выстраиваются в единую масштабную одночастную композицию. Quatuor Diotima технически безупречен, добивается тончайших нюансов в динамике. К примеру, обратите внимание, как музыканты исполняют разделы Vivace, capriccioso или Tempo di Valse, moderato.

Изданный на лейбле Pentatone, альбом Metamorphosis Ligeti — оригинальное прочтение камерной музыки венгерского мастера. Альбом лучше слушать в наушниках, отложив посторонние гаджеты и отключившись на какой-то момент от окружающей действительности.