Метеорит и любовь к человечеству События

Метеорит и любовь к человечеству

«Год Германии в России» привез в Петербург «Полнолуние» Пины Бауш

Вуппертальской обыкновенной богини нет на этом свете уже двенадцать с лишним лет ­– она улетела почти мгновенно в июне 2009-го. Как часто бывает у людей танца, Пина Бауш слишком долго не обращалась к врачу, полагая, что если что-то где-то болит, это при такой профессии нормально. Вспышка диагноза – и очень быстрый финал, и растерянный театр, и растерянный весь мир: как? она же еще не везде была, не всем любимым городам посвятила спектакли! она же такая живая! Тогда казалось, что ее история – уже вытесанная в мраморе времени – закончилась навсегда. Театр начал задумываться над тем, кто из творцов мог бы его возглавить, кандидатуры менялись, кто-то приходил и уходил, и было четкое ощущение: спектакли Бауш не удастся удержать в рабочем состоянии. Лучше, наверное, как с Каннингемом: все запечатать, создать полный видеоархив и заниматься чем-нибудь другим. Но вот через эти двенадцать лет приезжает на гастроли в Петербург «Танцтеатр Вупперталь Пина Бауш» – счастливейший, невероятный подарок от Гёте-института и Года Германии в России – и мы видим «Полнолуние» в совершенно безупречном состоянии. Никаких скидок на «хранение памяти» – никто ничего торжественно не хранит, на сцене все так же живут баушевские трогательные ежедневные поэты, и они естественны, безумны и счастливы так же, как тогда, когда придумавшая их женщина ежедневно настраивала свою естественную, безумную и счастливую труппу. Тривиальная мысль «жизнь продолжается», часто звучащая, когда мы говорим о великих потерях, в «Полнолунии» транслируется самым ясным образом: да, продолжается, льется, фонтанирует, взлетает фейерверком.

«Полнолуние», сотворенное Бауш в 2006 году, собрано по тому же принципу, что и большинство поздних ее спектаклей. Десятки крохотных сценок, изначально совершенно обыденных, чуть повернуты, чуть-чуть трансформированы для зрительского глаза – и перед нами уже не хроники обыденной жизни, но поэтические притчи.  Оформление спектакля, сотворенное Петером Пабстом, изначально не обыденно: на сцене лежит гигантский метеорит, выделенный искуснейшим светом, – и ничего более. Рядом с этой фактурной каменюкой люди кажутся мельче и забавнее – что ж так серьезно относиться к себе любимым, если этакий камушек может в любой момент упасть с неба? Но у Бауш нет обреченности фонтриеровской «Меланхолии», наоборот – метеорит тоже часть вселенной, и его можно освоить, обжить, облазить и приручить. Никто – ни люди, ни природа – не враг человеку – вот послание Бауш. И именно это умиротворенное чувство, возникающее у зрителей после весьма интенсивного по движению спектакля, – один из секретов его немеркнущего успеха.

Сценки… да не сценки даже, крохи совсем, секундные точки внимания: вот танцовщица просит партнера встать, раскинув руки, как Спаситель на кресте, – и подставляется под его вытянутую замершую ладонь, и ластится. Чьего внимания она просит? Недогадливого партнера? Невнимательного Господа? (Нет-нет, в спектакле никакого пафоса, но в самой крошечной детали – отсылки к совсем не маленьким эмоциям.) Вот смешная девица гордо идет на четвереньках – сценка явно зарисована в каком-то баре. («Розовая пантера» –  звучит покровительственное пояснение по трансляции.) Да, у Бауш еще и разговаривают – и одна из героинь варьетешного вида («хорошо знающая жизнь дива») отважно весь вечер сражалась с русским языком, впрочем, начиная говорить все лучше и лучше – настолько, что напоминала о варьете в «Мастере и Маргарите». А вот мы вдруг замечаем, что дальнюю половину сцены занимает вода – и артисты в нее кидаются с отчаянием и восторгом, и плывут, и летят в ней, и празднуют эту свободу движения, возможную лишь в воде. А вода начинает лить и с колосников, и артисты зачерпывают воду и начинают выплескивать ее на метеорит – и получается потрясающая картина морского прибоя, бьющегося о скалы.

Музыкальное оформление «Полнолуния» собрано Маттиасом Буркертом и Андреасом Айзеншнайдером – и в фонограмме звучат отсылки и к популярным песенкам, и к классическим хитам, и к экспериментам перкуссионистов. Такая звуковая картинка привычна (опять-таки) для Бауш: она достаточно рано начала конструировать фонограммы для своих историй. Да, в молодости была «Весна священная», где Бауш в своей ярости была конгениальна Стравинскому, в самом первом сочинении хореографини – «Фриц» – звучал Малер, затем в работу попадали Глюк и Пёрселл, затем Вайль и Барток. Но к годам мировой славы технология работы железно включала в себя «записывание реальности в музыку», собирание звуковой партитуры спектакля из обрывков слышанных на улице мелодий. Быть может, Бауш не доверяла современным композиторам, полагая, что никто из них не способен точно отразить волшебство повседневной реальности – факт остается фактом: ее музыкой стали коллажи.

Бауш ставила свои спектакли в сотрудничестве с артистами своей труппы –  предлагала им импровизировать на репетициях, смотрела, отбирала – правила! – и включала в спектакль. Оттого танцевальные соло сидят на артистах как влитые – подчеркнута эксцентрика конкретного человека. А если в спектакль вводится новый исполнитель, он будто примеряет маску из движений – и смотреть на то, как из-под маски выглядывает лицо, еще любопытнее. Но как же захватывающи эти краткие танцхарактеристики! Покорный влюбленный, мечтающая о карьере юная актриса (да, «я чайка» там тоже есть, в пластике почти дословно), вливающая в себя энный бокал подряд светская дама и прочие – как одним движением обозначаются отчаяние и трепет, равнодушие и надежда, как связка движений говорит больше, чем какой-нибудь масштабный монолог в героическом балете! Бауш предлагает нам всматриваться в людей – и радоваться их разнообразию, и любить их. Видя их так ясно и так волшебно, как только и бывает при полной луне.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»