Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Празднование юбилея выдающегося реформатора театральной сцены, любимого ученика Константина Станиславского, «футуриста от режиссуры» обещает стать одним из масштабных культурных проектов года. Разнообразие формата событий, приуроченных к дате (от презентаций новых изданий до научных конференций), и впечатляющая география их проведения подчеркивают неослабевающий интерес к личности Мейерхольда, его творческим экспериментам, новаторским для своего времени принципам работы с актером.

Галерея на Шаболовке объединения «Выставочные залы Москвы» в тандеме с Музеем Театра кукол имени С.В.Образцова и Музеем имени Бахрушина собрала в своем камерном пространстве небольшую, но претендующую на уникальность экспозицию, в которой эстетические принципы «биомеханики» – системы сценического движения – преломляются через «идею куклы». Сильно преобразившийся в результате социально-политических потрясений, театральный мир первых десятилетий XX века остро нуждался в трансформации, и этому способствовал ряд социокультурных предпосылок, в частности, кризис направления реализма в театральном искусстве. Переосмысление коснулось и форм актерского сценического языка. Актерское искусство должно было пройти через сложный этап внутренней перестройки, обновления, и Мейерхольд прилагал для этого все усилия. Одним из источников художественных исканий для режиссера был кукольный театр восточной традиции и венецианские маски commedia dell’arte. Как писал Н.Д.Волков, биограф режиссера, Мейерхольд «хотел, во-первых, чтобы живые люди могли играть символические пьесы, а во-вторых, даже ценя (и высоко ценя) театр марионеток, он ни в коем случае не ставил знака равенства между условным театром (особой художественной системы, сложившейся в культурном пространстве России того времени. – Ю.Ч.) и театром марионеток». Мейерхольду удалось воспитать актера, тело которого обладало «чистой выразительностью» марионетки, и указать ему на новые творческие горизонты.

Детализированное название выставки – «Биомеханика Мейерхольда. Актер. Кукла» – как нельзя точно раскрывает ее содержание. «Экспозиция выстраивается таким образом, чтобы наглядно показать, как в театре кукол реализуются ключевые принципы “биомеханики” Мейерхольда: через эксперименты с видами кукол, ее устройством, механикой, материалами. А с другой стороны, можно увидеть, как режиссер вдохновлялся театром масок, марионеток, самой “кукольной” природой и что заимствовал оттуда», – поясняет концепцию выставки куратор Юлия Балдина. Ее коллега, Гордий Салтыков, главный хранитель Музея Театра имени С.В.Образцова, отводит кукле функцию зеркала, по одну сторону которого – фигура Мейерхольда, а по другую – Образцова. Эта идея получила реализацию в виде лаконичного и при этом исчерпывающего таймлайна в первом, презентационном зале: параллельно с основной линией – вехами в творческой биографии создателя тренинга сценического движения – представлены профессиональные достижения мастера кукольных дел, а дополняют тему информативные ремарки, вносящие важные семантические зерна в культурно-исторический контекст периода с 1874 года (рождения Мейерхольда) до 2020-х (современного положения в театре кукол и новых технологий их изготовления).

В этом же зале размещен один из самых значимых и одновременно простых для понимания основ «биомеханики» музейных артефактов – кукла Би-ба-бо, сделанная в виде перчатки. Надетый на пальцы рук, этот лишенный какой-либо определенной мимики тряпичный человечек при различных ракурсах производит противоположный эффект: рисунок эмоций Би-ба-бо складывается из характерных жестов. Мейерхольд, рассуждая о выразительности телодвижения, позы и жестов актера, приводил в пример этот до смешного безыскусно скроенный персонаж. В следующих залах можно увидеть, как идея получает реализацию на практике, в комплексе биомеханических упражнений – здесь транслируются сделанные во времена Мейерхольда и чудом сохранившиеся известные этюды, такие как «Стрельба из лука» или «Удар кинжалом». В коридоре, соединяющем два выставочных зала между собой, размещена архивная фотосерия, пошагово запечатлевшая атлетически сложенного ученика Мейерхольда в процессе выполнения актерской гимнастики.

 

Внушительный раздел выставки посвящен изготовлению разных видов театральных кукол, и качестве преамбулы к этой обширной теме оформлена миниатюрная инсталляция – аскетичная обстановка кабинета-мастерской кукольника. Здесь заготовки для будущих героев спектаклей помещены рядом с развешанным по стенам инструментарием, внизу – витрина с описанием чертежей авторства инженера-кукольника Виктора Швембергера, тоже реформатора – разработчика конструкции биомеханической куклы, имитирующей движения человека. Созданные по чертежам Швембергера персонажи сегодня хранятся в музейном фонде Театра имени С.В.Образцова. В следующем зале посетители могут узнать, какие механизмы приводят в движение героев легендарного остросатирического «Необыкновенного концерта» – конферансье Аркадия Апломбова, мастера «улучшения» классики виолончелиста-«виртуоза» Аполлона Переделкина и его аккомпаниатора Виктора Терпеливых, а также музыкантов джазового квартета (этот номер на музыку Цфасмана был впоследствии исключен из спектакля). По своей конструкции все они относятся к тростевым куклам, прототип которых также представлен на выставке: это индонезийская объемная кукла Раден Гхатоткача из традиционного театра Ваянг Голек начала XX века. Известно, что у Мейерхольда была своя коллекция яванских кукол.

 

Самый дальний зал галереи на Шаболовке посвящен работе художника в кукольном театре. Эскизы, сделанные Еленой Луценко (лауреат госпремии имени К.С.Станиславского) для спектакля «Комедии ошибок» по Шекспиру (режиссер-постановщик – Рейн Агур, Эстония), производят сильное впечатление, и причина, вероятно, не в последнюю очередь заключается в том, что даже в карандашных набросках, изображающих действующих лиц самой короткой шекспировской пьесы, очевидно сильное влияние Босха. Подобно сюрреалисту XV века, Луценко создает фантастические существа из символов и намеков. Их внешний облик, сочетающий в себе черты человеческого, животного и предметного, – на грани гротеска и абсурда и принадлежит к психоделическому мрачному миру ночных кошмаров. Чего только стоит Точильщик – палач в красной мантии, аккуратно обрабатывающий лезвие топора, или Тюремщик, у которого вместо торса клетка из колючей проволоки и заточенный в ней узник. Художественное изображение Луценко инфернального мира задает тональность для совсем не детского спектакля (премьера состоялась в конце 1990-х).

Выставка к юбилею Мейерхольда проработает до 21 апреля. Ее размещение в столичном районе Шаболовки – в 1920-х годах плацдарме экспериментальной авангардной застройки – кажется не случайным. Здесь, в школе-интернате № 600 (Хавская, 5), в прошлом – экспериментальной базе Института художественного образования, – проходили танцевальные классы по методу Айседоры Дункан. Мейерхольд восхищался пластической виртуозностью искусства «божественной босоножки» и находил в ее творчестве подтверждение своим собственным убеждениям. Не стоит забывать и о трагической судьбе теоретика и практика театрального гротеска: в его биографии Шаболовка фигурирует на последних страницах – на Новом Донском кладбище был погребен прах режиссера. В 2020 году на общей могиле жертв политических репрессий № 1 появилась памятная табличка с его именем и годами жизни.

2024 год стартовал про знаком Мейерхольда и обещает еще множество самых разнообразных творческих работ, приуроченных к юбилейной дате.

 

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой