Mieczysław Weinberg <br>Violin Concerto & Sonata for Two Violins <br>Gidon Kremer <br>Madara Pētersone <br>Gewandhausorchester Leipzig, Daniele Gatti <br>Accentus Релизы

Mieczysław Weinberg
Violin Concerto & Sonata for Two Violins
Gidon Kremer
Madara Pētersone
Gewandhausorchester Leipzig, Daniele Gatti
Accentus

Полтора года назад исполнилось сто лет со дня рождения Вайнберга. Опасения насчет того, не станут ли его реже исполнять по прошествии юбилея, не подтвердились: за год вышло не менее двенадцати CD с музыкой Вайнберга, половина – уже в 2021 году. Хитом остается Фортепианный квинтет, авторская запись которого с «бородинцами» была ­когда-то единственной и притом раритетной; сегодня их не меньше дюжины, в том числе две в версии для фортепиано с оркестром. Цикл струнных квартетов Вайнберга пока зафиксирован целиком лишь раз, но уже два ансамбля собираются повторить подвиг квартета Danel. Раритетом была в свое время и единственная запись Скрипичного концерта, сделанная Леонидом Коганом и Кириллом Кондрашиным; теперь появилось еще минимум пять прочтений концерта, но в лице Гидона Кремера, Даниэле Гатти и оркестра лейпцигского Гевандхауса он наконец обрел идеальных исполнителей.

Здесь может удивить имя маэстро Гатти, скорее ассоциирующееся с Вагнером, Рихардом Штраусом, Малером; но вспомним его московское выступление прошлого сезона с Пятой симфонией Шостаковича. Оказалось, эту музыку дирижер чувствует, как родную, – неудивительно, что он нашел подход и к Вайнбергу. Кремер исполнял концерт со многими дирижерами, в том числе с Владимиром Юровским в Москве, и довел свою интерпретацию до блеска. Темпы здесь медленнее, чем у большинства других скрипачей, а с контрастами Кремер работает искуснее их: когда та или иная тема повторяется, во втором проведении она всегда звучит как бы в полемике с первым.

Сходства с Шостаковичем в этой записи меньше, чем в прочих (хотя он все равно то и дело вспоминается), зато слышнее черты романтического скрипичного концерта: так, самое начало неожиданно напоминает Бруха. Сильнее трогает третья часть, где особенно заметна интонация Вайнберга, которую ни с чьей не спутаешь, а бодрый финал, как у него часто бывает, вызывает оторопь: это попытка быть «заодно с правопорядком» или фига в кармане? Трудно не вспомнить письмо Шостаковича Исааку Гликману: «Я нахожусь сейчас под большим впечатлением [от] Скрипичного концерта М. С. Вайнберга, который великолепно исполнил скрипач-­коммунист Л. Б. Коган. Это прекрасное произведение. В подлинном смысле этого слова. И скрипач-­коммунист великолепно его исполняет». В преданности Шостаковича Вайнбергу сомнений нет, но не касается ли его ирония по поводу партийности Леонида Когана и некоторых черт самой музыки?

Почти одновременно с концертом создана Соната для двух скрипок, записанная всего во второй раз, – с Кремером играет Мадара Петерсоне, концертмейстер его оркестра Kremerata Baltica. Сразу вспоминается очевидный образец – аналогичная соната Прокофьева, – но никакого сходства с нею нет, хотя на шестой минуте и слышится вдруг тема из «Огненного ангела». Соната выгодно отличается от концерта отсутствием героического пафоса, индивидуальностью интонации и драматургии: вторая часть как будто усыпляет томительной квазибарочной мелодией, чтобы незаметно подвести к подлинной трагедии, а третья вновь удивляет тем, как часто финалы сочинений Вайнберга непохожи на типичные финалы. За что среди прочего мы его и любим.