На сцене Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И.Глинки состоится мировая премьера – опера композитора Михаила Богданова (МБ) «Петр Первый». Музыковед Оксана Левко (ОЛ) взяла интервью у автора – профессора Московской консерватории, лауреата и обладателя Гран-при престижных международных конкурсов.
ОЛ Что побудило вас обратиться к этой исторической фигуре?
МБ Идея родилась в Челябинском оперном театре. В конце 2023 года от руководства театра мне поступило предложение о написании оперы, главным действующим лицом которой должен был стать последний русский царь и первый российский император Петр Первый. Меня привлекла, прежде всего, многогранная исторически значимая фигура Петра Первого. У каждого российского гражданина есть свое представление о Петре Первом, его времени и его свершениях. И в музыкальном воплощении образа Петра главную роль сыграла моя личностная оценка исторических персонажей и событий.
ОЛ Обращались ли вы до этого в своем творчестве к оперному жанру?
МБ Да, у меня есть детская опера «Приключения Жакони» на сюжет новосибирского писателя Юрия Магалифа. В 1995 году она была поставлена на сцене Новосибирского академического театра оперы и балета и прожила долгую сценическую жизнь, оставаясь в репертуаре восемь сезонов.
ОЛ Петровская эпоха – огромный период в истории Российского государства. На каких исторических событиях сфокусирована драматургия оперы?
МБ В основу оперы легли наиболее значимые исторические события, которые определили ход всемирной истории и привели к возникновению нового государства – Российской империи. Точнее, это цепь событий, из которых автор либретто Николай Денисов выделил поражение российских войск в битве со шведами под Нарвой, победоносное Полтавское сражение Петра Первого с армией Карла XII и морскую баталию у мыса Гангут, принесшую поражение шведскому морскому флоту и обеспечившую России превосходство на Балтийском море.
ОЛ Вы делаете акцент на Петре-государе, Петре-полководце. А ставили ли вы перед собой цель показать Петра как человека? Есть ли в опере лирическая линия?
МБ Безусловно, образ Петра не был бы завершенным без его беззаветного чувства к супруге Екатерине. Тема любви, зародившаяся при их первой встрече после поражения под Нарвой, пронизывает всю оперу. Был найден нестандартный прием в изображении чувств двух любящих сердец. В опере цитируются подлинные письма Петра к Екатерине, к которой он обращается перед каждым важным решением. Кульминацией лирической любовной линии становится их заключительный дуэт в финале оперы.
Кроме писем Петра к Екатерине используется также оригинальный текст обращения Петра к русскому войску перед Полтавской битвой. Идея включения исторических документов в текст оперы принадлежит моему другу – театральному режиссеру и историку Александру Алексеевскому.
ОЛ Есть ли в опере поэтические тексты других авторов?
МБ Да, в либретто оперы использованы еще несколько литературных источников. Прежде всего, я не смог устоять перед обаянием великого пушкинского текста поэмы «Полтава», фрагмент которой вошел в сцену «Тиха украинская ночь».
Кроме Пушкина, я еще дважды обращался к поэзии российских авторов, на этот раз современных. Любовный дуэт Петра и Екатерины написан на стихи молодой московской поэтессы Марии Маленко. А слова песни Петра о Родине были созданы новосибирской поэтессой и композитором Юлией Пискуновой. В обоих случаях наше творческое сотрудничество было весьма необычным. Поэтессы писали стихи на уже созданный мною музыкальный материал. Для меня это был новый захватывающий опыт.
ОЛ Скажите несколько слов о музыкальной стилистике оперы. Опирались ли вы на какие-то образцы?
МБ Музыкальный язык оперы достаточно прост. Я не обращался к авангардным достижениям композиторов XX века. Моя музыка абсолютно тональна, так как я стремился к тому, чтобы она была доступна и понятна любому современному человеку. Сочиняя эту оперу, я еще раз убедился в правоте простых слов моего учителя Тихона Николаевича Хренникова: «Нужна красивая мелодия».
ОА Вы впервые сотрудничаете с Челябинским театром?
МБ Да, но давно с интересом слежу за его репертуарной афишей, знаю о высокой репутации этого замечательного российского театра с великолепным творческим коллективом. Кстати, я и Челябинский театр оперы и балета – ровесники. Театр был основан в 1956 году одним месяцем позже моего рождения. Сам город Челябинск для меня и моей семьи является знаковым, мемориальным и трагическим местом. В 1920-1930-е годы мой дед Матвей Владиславович Флорианович служил в Челябинске заместителем начальника Южно-Уральской железной дороги. А в 1938 году, ложно обвиненный в антисоветской деятельности, он был расстрелян в Челябинске и захоронен на «Золотой горе» в месте массовых захоронений репрессированных. Свою оперу «Петр Первый» я посвятил памяти моего деда.