Девиз этого года – «Музеи и общество» – определил ракурс событий, составивших экспозиционную часть, деловую и культурную программы. В рамках фестиваля прошел традиционный конкурс для музеев-участников. Евгения Кривицкая (ЕК) попросила Михаила Брызгалова (МБ), заместителя председателя Оргкомитета Международного фестиваля «Интермузей–2018», генерального директора Российского национального музея музыки, прокомментировать итоги фестиваля.
ЕК Михаил Аркадьевич, в этом году Фестиваль покинул привычный Манеж и переместился на ВДНХ. Не жалко было покидать такое центровое место?
МБ Павильон ВДНХ сегодня лучше отвечает нашим запросам: здесь больше воздуха, больше пространства. Ведь количество музеев, желающих участвовать в фестивале, с каждым годом растет. В этом году в фестивале приняли участие 425 музеев (386 российских и 39 зарубежных), состоялось 250 мероприятий. В общей сложности фестиваль посетило около 50000 человек. Экспозиционная площадь в павильоне № 75 на ВДНХ составляет 7000 квадратных метров, тогда как в Манеже площадь составляет 4000.
ЕК Нынешний «Интермузей» – юбилейный, двадцатый. Как отпраздновали?
МБ Практически на всех мероприятиях участники постоянно обращались к истории создания фестиваля, говорили о людях, придумавших «Интермузей», – о главном редакторе журнала «Мир музея» Юрии Пищулине, журналистке Татьяне Кибальчич. Фестиваль проделал огромный путь за эти 20 лет. Начинался он с общественной инициативы, а как только Министерство культуры РФ взяло его под свое крыло, был обеспечен масштаб мероприятия. Стало уже традиционным – большая профессиональная деловая программа, где представители самых различных музеев могут найти ответы на вопросы, с которыми они ежедневно сталкиваются. И все равно не хватает дней, часов, чтобы обсудить все темы, интересующие музейщиков. Становится ясно, что формат фестиваля «Интермузей» должен меняться со временем. Во время церемонии открытия фестиваля в выступлениях заместителя председателя Правительства РФ О. Ю. Голодец и министра культуры В. Р. Мединского отмечалось, что российский фестиваль музеев не имеет аналогов в мире, фестиваль должен развиваться, необходимо идти вперед и искать новые форматы.
ЕК Самое яркое впечатление этих дней?
МБ Работа жюри конкурса музейных проектов под руководством Ирины Александровны Антоновой. Она очень серьезно подошла к отбору, по «гамбургскому счету». Справедливо, что Гран-при получил Государственный музей истории ГУЛАГа за два проекта, оказавшихся в финале конкурсной программы: проект «Вещдок» – цикл выставок одного экспоната, вещественного доказательства пребывания человека в лагере, и «Социальная роль волонтеров в установлении межпоколенных связей с жертвами политических репрессий».
ЕК Деловая часть программы поразила своей насыщенностью и многообразием. Были подняты такие сложные узкоспециальные темы, как «Актуальные проблемы хранения оружия, имеющего культурную ценность» и более широкие – как волонтерство в музеях, «Музеи и мигранты», музейный маркетинг… А что важного обсуждалось в музыкальной сфере?
МБ В этот раз организаторы сознательно старались влиться в общую проблематику. Потому что какой бы ни был музей – краеведческий, художественный или музыкальный – проблемы одни и те же. Ассоциация музыкальных музеев и музыкальных коллекций (АММиК) развернула стенд, где традиционно представляла наши новые проекты. В частности, вынесли в повестку дня 100-летие композитора Кара Караева, чья юбилейная выставка с 27 июня будет встречать посетителей в Российском национальном музее музыки. Одновременно на фестивале «Интермузей» наша коллега, директор Азербайджанского музея музыкальной культуры Алла Байрамова представила программу празднования юбилея композитора в Азербайджане. Такие вопросы, как работа музеев с различными аудиториями, сотрудничество с культурно-образовательными учреждениями, развитие инновационных подходов к представлению музейных коллекций, напрямую имеют отношение к музыкальным музеям. Говорили о том, как встраивать музеи в нашу жизнь, как сделать так, чтобы информация и, возможно, артефакты с современных ярких и значимых мероприятий передавались в музеи, чтобы следующие поколения смогли об этом узнать через выставки и изучение документов. Жизнь так устроена – многое забывается, но если материалы попадают в музей, это будет сохранено на века. Мы опять вернулись к рассмотрению вопроса, что нужно сделать, чтобы мемориальные музеи-квартиры были интересными для посетителей. Поясню на примере Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера – первого филиала Российского национального музея музыки, открытого в 1957 году. С той поры в нем ничего практически не менялось. А. Б. Гольденвейзер – крупнейшая фигура в отечественной культуре, дважды ректор Московской консерватории, основоположник советской фортепианной школы. Но сегодня мы сталкиваемся с тем, что, как бы это неожиданно ни звучало, необходимо объяснять, зачем идти в этот музей, напоминать, кто такой Гольденвейзер. Концепция ре-экспозиции, которая сейчас готовится в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера, заключается в том, чтобы рассказать об истории русской и советской фортепианной школы в целом.
ЕК Но, в отличие от Музея С. С. Прокофьева, где не было мемориальной исторической обстановки, в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера осталось все, как было при хозяине. Как вы собираетесь с этим поступить?
МБ Мемориальная обстановка будет сохранена в некоторых помещениях. В других – будет развернута новая экспозиция, посвященная величайшим русским пианистам. Планируем показать людям, которые посетят музей, творческие стрелки, линии, идущие от Гольденвейзера и иных основоположников фортепианной школы к сегодняшнему дню, к тем, кого знает публика. Хотим составить фортепианное генеалогическое древо – кто стоял у истоков, куда эти линии ведут сегодня.
ЕК С прошлого года вы возглавили кафедру музейного дела и охраны культурного наследия МГИК. Тогда мы обсуждали с вами вопросы подготовки молодых специалистов – эта тема по-прежнему востребована в сообществе?
МБ Сессия «Наука. Образование» по сравнению с 2017 годом увеличилась почти в три раза. Она длилась три дня и объединила вузы, где преподается наука о музейном деле из 15 регионов страны. Выступали генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, генеральный директор Музейного объединения «Музей Москвы» Алина Сапрыкина, директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак. Серьезно обсуждали государственные стандарты в области музейного дела и образования, что надо сделать, чтобы студенты проходили не просто краткосрочную практику по две недели в год, а как можно больше находились в музее, набирались опыта. При сегодняшнем темпе жизни нет особо времени учить новичков. Запрос музеев – получить хорошо обученного молодого специалиста, адаптировать к реалиям конкретного музея и вперед – хорошо и профессионально работать во благо сохранения культурного наследия нашей страны.