Михаил Брызгалов: Весь архив Рахманинова, который есть в России, собран в Музее музыки Персона

Михаил Брызгалов: Весь архив Рахманинова, который есть в России, собран в Музее музыки

В 2022 году Российский национальный музей музыки отмечает свое 110-летие. Круглая дата – повод задуматься, что представляет музей, основанный в 1912 году, сегодня. Об этом Евгения Кривицкая (ЕК) задала вопросы генеральному директору РНММ Михаилу Брызгалову (МБ).

ЕК Михаил Аркадьевич, за последние пятнадцать лет Музей совершенно преобразился. Давайте поговорим о приоритетах и направлениях его развития.

МБ 110 лет назад Музей располагался в стенах Московской консерватории и в основном комплектовался материалами, которые были связаны с историей Московской консерватории. Сегодня это комплекс музеев, а миссия музея соответствует современному взгляду на историю, музыкальную культуру; также считаем очень важным документирование и сохранение материалов, имеющих отношение к ярким и важным музыкальным событиям, которые проходят в Москве и регионах России. Главное для любого музея – это коллекция. Мы храним около 1 миллиона экспонатов, 593 личных архива. За последние годы нам удалось поднять интереснейшие материалы из наших фондов, которые ранее не были востребованы. Мы храним коллекцию музыкальных инструментов народов мира, Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов России, у которой теперь появился «свой» выставочный зал, где представлены выдающиеся струнные инструменты работы мастеров Амати, Страдивари, Гварнери и других. Главная идея Госколлекции – не только сохранять, но выдавать «молодым и профессиональным музыкантам инструменты из Коллекции» для участия в престижных музыкальных конкурсах, концертах, музыкальных проектах и т.д. Эта традиция сохраняется на протяжении более 100 лет.

ЕК А где размещена эта экспозиция?

МБ В главном здании на улице Фадеева.

ЕК Я была в Музее скрипки в Кремоне, где выставлены редкие Гварнери, Амати и Страдивари. Здорово, что теперь и в России можно посмотреть на такие раритеты.

МБ С гордостью скажу, что когда представители музея Скрипки в Кремоне к нам приехали, то отметили, что какие-то вещи у нас сделаны даже лучше.

ЕК Мне кажется, что Музей сейчас особенно активно выходит и наводит коммуникации с окружающим миром.

МБ Мы стремимся к тому, чтобы о музее узнавали как можно больше людей, и совсем не обязательно, чтобы они были по профессии музыкантами. Вместе с порталом Культура.рф создан проект «Сергей Рахманинов. Жизнь в письмах», с порталом Арзамас – «Истории русских композиторов через их вещи». В дни Международного конкурса имени С. В. Рахманинова публиковалась колонка «Рахманинов в объективе» в «Российской газете». Слушатели Высшей школы экономики сделали серию текстов о том, как русские музыканты проводили отдых на основе наших фондов. В прошлом году был юбилей Листа, мы со Сберзвуком сделали выставку «Play, Liszt». На портале Яндекс.Музыка размещены плейлисты на основе фондовых записей, создан голосовой гид Маруся совместно с группой Mail.ru. Каждую субботу на телеканале «Россия 1» выходит рубрика «Музыкальное утро России» из Музея музыки, существует в музее и свой телеграм-канал, который ведет «смотритель музея Антонина Ильинична».

ЕК Есть ли что-то совсем новое в деятельности РНММ?

МБ Нового много. Сотрудники музея постоянно что-то придумывают. Скажем, направление, связанное с изобразительным искусством. В музее большой фонд изоматериалов: собрание картин выдающихся русских художников, на основе которых формируются художественные выставки. Например, фонд дирижера Николая Голованова, который был страстным коллекционером, или собрание Федора Шаляпина. Также много живописных полотен было в разные годы передано в музей государством.

Следующее направление – фоно- и аудиозаписи. Готовим выставку, посвященную истории звукозаписи от истоков до наших дней. Дальше – коллекция афиш и программ, в которой очень много нового и интересного с точки зрения представления в выставках, эта коллекция очень активно работает в настоящее время. Чтобы музейное собрание было доступно обществу, музей делает каталоги по видам искусств и по коллекциям: для любого музея каталог – то, к чему необходимо стремиться, это важно для понимания состава коллекции и это – серьезная научная база.

ЕК Вы уже упомянули имя Сергея Рахманинова. Какова роль музея в популяризации его творчества?

МБ Очень большая. Мы храним 3800 единиц рахманиновского архива. Так получилось, что практически весь архив С. В. Рахманинова, который есть в России, собран в одном месте – Музее музыки. Еще одна часть архива, меньшая, хранится в Библиотеке Конгресса. В дни проведения Конкурса Рахманинова музей представил несколько выставок – в Московской консерватории, в выставочных пространствах на Цветном бульваре в Москве, на сайте Конкурса Рахманинова. По поручению и при содействии Министерства культуры России в следующем году эти выставки побывают во многих регионах России. Еще один важный элемент – все наши выставки звучат! Предусмотрены технологии, которые дают возможность прослушать фондовые записи, которые иллюстрируют тот или иной раздел выставки. Сейчас на основе фонда идет большая подготовка Полного собрания сочинений Рахманинова. В общем, активно готовимся к юбилею Рахманинова, и Музей принимает активное участие во многих мероприятиях, предусмотренных федеральным планом в соответствии с Указом Президента России «О праздновании 150-летия со дня рождения С. В. Рахманинова».

ЕК Поддерживаются ли сейчас контакты с Фондом Рахманинова и европейским домом Рахманинова – виллой Сенар, которую, кажется, пытались продать?

МБ Что касается виллы Сенар (Серж и Наталья Рахманиновы), она не продана. Наши сотрудники там были несколько лет назад – нам было доверено сделать опись всего, что там есть. Конечно, для музея очень важно, чтобы все было сохранено, и еще наша мечта, чтобы документы, рояль Рахманинова и личные вещи композитора были переданы в Музей музыки. От России в наблюдательном Совете Фонда Рахманинова в Швейцарии – Денис Мацуев и ваш покорный слуга. В настоящее время мы проинформированы о том, что прошедшим летом там произошли изменения: содержание виллы Сенар взял на себя кантон Люцерн, появился новый исполнительный директор, мы надеемся на то, что сотрудничество будет продолжаться. Вилла Сенар – это дом, не музей, там нет сформированного выставочного пространства, но при этом это место, в которое стремятся туристы со всего мира. Ранее там было запланировано проведение выставок, посвященных Рахманинову, в 2023 году, на данный момент пока в планах это предусмотрено. Можно сказать и о продолжении нашей зарубежной деятельности: в конце августа в Париже на площадке Российского духовно-культурного центра завершилась выставка «Сергей Рахманинов: “Я – русский композитор”». На открытии присутствовала правнучка композитора Александра Конюс-Брошар, после ознакомления с выставкой она дала интервью, в котором говорит очень теплые слова. Этот сюжет размещен в наших медиаресурсах.

ЕК Я листаю каталоги рахманиновских выставок, у многих фотографий значок «Публикуется впервые». Казалось, что мы все знаем о наследии этого композитора?

МБ Сотрудники Музея музыки тщательно в очередной раз «прошерстили» фонд Рахманинова. Почему сейчас? Это делается постоянно, но каждый раз находится что-то новое и интересное. Один из ярких примеров этому – впервые опубликовали все имеющиеся паспорта Рахманинова, все они хранятся в фондах музея. И таких интересных материалов множество.

ЕК А кто сегодня наш главный рахманиновед?

МБ Наш главный консультант по фондам – Наталия Юрьевна Тартаковская, она очень глубоко погружена в его наследие и архивные материалы.

ЕК Когда проходишь мимо здания РНММ на улице Фадеева, на Камергерском мимо Прокофьевского филиала и в других местах, то видишь по афишам, что жизнь у вас кипит.

МБ Мы делаем программы для различных групп аудитории. Например, для молодежи придумываем проекты типа квестов, воркшопов и т. д. С композитором Олесей Ростовской проводим образовательный цикл «Как делать музыку из чего угодно», сотрудничаем с блогерами, которые проводят экскурсии по выставкам и экспозициям. А в малых пространствах наших филиалов проводим концерты и лекции в жанре «квартирника». Сейчас много говорят о креативных индустриях. Мы, например, приглашали дизайнеров моды в проект «Вальс цветов из лоскутов». Они под музыку Чайковского показывали коллекции. Работаем с Академией Сурикова. Молодые художники приходят к нам и прямо во время концертов пишут картины. Проводим звуковые перформансы с диджеями. Наш подход такой – мы им говорим: «Ребята, делайте, что хотите, но основа – хорошая музыка!»

ЕК У вас есть специальные сотрудники, которые этим занимаются?

МБ Этим занимаются и наши сотрудники, и те знающие люди, которых приглашаем со стороны, беря на себя организационную сторону.

ЕК Чем собираетесь удивлять в юбилейный сезон?

МБ Заканчивает свою работу выставка «Звук и.…», которая стала за последнее время одним из наших брендов. На эту выставку люди приезжали с разных концов страны. Теперь на смену ей придет более современный проект «Музыкальная эволюция: от камня до нейросети». Тоже интерактив для взрослых и детей, но намного интереснее. Планируем открыть ее к декабрю. Хотел бы представить еще одну выставку – «Музыка России: Имена. Артефакты. Триумфы», которая призвана раскрыть значение отечественной музыкальной культуры через выдающиеся имена и наиболее значимые ее события. Мы говорим о Глинке, Чайковском, Рахманинове. А последний блок посвящен современникам – Щедрину, Мацуеву, Гергиеву, Башмету. Тут впервые показываем героев сегодняшнего дня. Мы обратились ко многим известным музыкантам с просьбой о представлении на выставку, а возможно, и в фонды музея, на постоянное хранение афиши, программы, видео- и звукозаписи, музыкальные инструменты, «счастливые галстуки», награды и т. д. Для того, чтобы максимально наполнить этот раздел настоящими артефактами. Это новое дело – раньше музей очень редко занимался современностью. Считаю, что это крайне важно. Упомяну совсем недавний проект – «Русский треугольник. Сказ о балалайке». Российский национальный музей музыки должен рассказывать и представлять в первую очередь российские традиции. На выставке представлены десятки разнообразных балалаек, в том числе работы прославленного мастера «русского Страдивари» Семена Налимова. Там даже организована импровизированная мастерская, где проводятся мастер-классы по изготовлению народных инструментов.

ЕК Музей ведь давно взял под свой патронат и мастеров музыкальных инструментов?

МБ Да, у нас есть уникальные специалисты-реставраторы, но их, как и у всех, недостаточно. Работаем совместно с Министерством культуры РФ, Российской Академией музыки имени Гнесиных над созданием специализированной программы по обучению реставраторов музыкальных инструментов. Надеемся, что все получится и впервые в стране обучающиеся будут получать диплом об образовании по этой специальности.

Возвращаясь к новинкам сезона, обращу внимание на выставку к юбилею «110 лет. Главное», отражающую историческую панораму наиболее значимых событий истории Музея музыки и яркие экспонаты из фондовой коллекции. Обновили экспозицию в музее «Чайковский и Москва», кстати, большая часть выставки рассказывает о периоде, когда Чайковский преподавал в Московской консерватории. 1 октября будет открыта выставка к 100-летию российского джаза. Здесь много партнеров, еще больше участников. Работаем вместе с историком джаза Кириллом Мошковым, с Фондом Игоря Бутмана, со многими джазовыми музыкантами и исследователями. Единственный архив джаза в нашей стране находится в Ярославле, в Джазовом центре, создатель и художественный руководитель которого Игорь Гаврилов – бессменный организатор старейшего в России фестиваля «Джаз над Волгой» и один из ведущих историков, коллекционеров и исследователей джаза в России.

19 октября в музее С. С. Прокофьева откроется новая выставка «Прокофьев! Камера! Мотор!». Вместе с Музеем кино показываем историю дружбы и сотрудничества композитора с выдающимся кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном, а 24 ноября откроется выставка «Шаляпин. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву». Ее смысл в том, что впервые предметы из музея Шаляпина (Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства) приедут и будут представлены в музее Шаляпина в Москве.

ЕК Кажется, что во всех ваших музеях есть какое-то пятое измерение – как вы столько всего вмещаете?

МБ Мы стараемся овладеть и этим искусством. Хотя количеством никого не удивишь, но могу сказать, что в Музее музыки на сегодняшний день в репертуаре 43 просветительские программы, рассчитанные на различные категории посетителей, а также для людей с ограниченными возможностями.

ЕК Будет ли центральное событие, кульминация юбилейного сезона?

МБ 29 ноября в Большом зале Московской консерватории состоится вечер-концерт «Музей, который звучит!», посвященный 110-летию Музея музыки. Вечер пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, гастрольно-концертного объединения «Росконцерт» и Московской консерватории имени П. И. Чайковского.

 

Андрей Немзер: Мой талант не от дьявола Персона

Андрей Немзер: Мой талант не от дьявола

В прошлом месяце Теодор Курентзис начал концертный тур с Реквиемом Верди, дав концерты в Москве и Петербурге.

Нил Лак: В творчестве я стараюсь создавать ситуации амбивалентности Персона

Нил Лак: В творчестве я стараюсь создавать ситуации амбивалентности

Свой среди своих Персона

Свой среди своих

Композитору Эдуарду Артемьеву – 85

Олег Гудачёв: «Петрополис» – воображаемый звуковой слепок Петровской эпохи Персона

Олег Гудачёв: «Петрополис» – воображаемый звуковой слепок Петровской эпохи