Михаил Гнесин: Размышляющий музыкант История

Михаил Гнесин: Размышляющий музыкант

К 140-летию со дня рождения композитора

В наши дни, наверное, трудно найти человека, который бы никогда не слышал фамилию Гнесиных — она на слуху даже у тех, кто далек от мира искусства, а вот о представителях этой выдающейся музыкальной семьи даже профессионалы знают немногое. Пятеро сестер — Евгения, Елена, Мария, Елизавета и Ольга, — учившиеся в Московской консерватории, стали известными педагогами; трое из них основали училище и институт имени Гнесиных, бессменным директором которых долгие годы была легендарная Елена Фабиановна, воспитавшая целую плеяду ярких пианистов. Не менее талантливыми были и младшие братья: Григорий — актер, певец и литератор — и Михаил — в свое время известный композитор, ученик Н. А. Римского-­Корсакова, один из основателей еврейской профессиональной композиторской школы; блестящий лектор, педагог-­просветитель, профессор Московской и Ленинградской консерваторий; музыковед, доктор искусствоведения. Масштаб деятельности Михаила Фабиановича и его вклад в историю русской культуры еще только осознается современными исследователями, а его сочинения почти никогда не звучат со сцены. В год 140-летия со дня рождения композитора хочется обратить внимание широкого читателя на эту без преувеличения выдающуюся личность.

Михаил Гнесин родился 21 января (2 февраля) 1883 года в Ростове-на-Дону в семье раввина. С детства его окружала музыка: дед, Исай Флотзингер, славился как народный певец и сказитель; мать, Белла Исаевна, превосходно пела и играла на фортепиано; старшие сестры к тому времени переехали в Москву и поступили в консерваторский класс В. И. Сафонова. Неудивительно, что и Михаил с ранних лет осознавал себя музыкантом: «Я отлично помню, что, когда я “дирижировал” хором из кеглей в четырехлетнем возрасте… я мечтал уже об управлении подлинным хором и представлял себя… создателем и вдохновителем какого-то живого музыкального целого».

Сестры Гнесины: Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета

Начальное музыкальное образование Гнесин получил у лучшего ростовского педагога О. О. Фритче, который определил его дальнейшую судьбу: учитель показал ранние сочинения Гнесина А. К. Лядову, который высоко оценил творчество молодого композитора и посоветовал поступать в консерваторию. После успешной сдачи экзаменов в 1901 году Гнесин был принят в Петербургскую консерваторию, где его наставниками стали Римский-Корсаков и Лядов. Михаил Фабианович, по собственному признанию, был строптивым учеником, часто сочинял «не по правилам», а по велению души, характеризуя свои опусы как «причудливые и декадентские», однако Римский-Корсаков одобрял творческие поиски своего воспитанника. Так же относился к произведениям Гнесина и Лядов, принимая «без всякого оспаривания… довольно смелые обходы сообщаемых им правил… если чувствовал в этих работах продуманность или тонкость слуховых постижений».

В консерваторские годы Гнесин активно приобщается к художественной жизни Петербурга: посещает концерты, театры, артистические собрания, из которых наиболее близкой ему по духу, идеям и настроениям становится знаменитая «Башня» Вяч. И. Иванова, где композитор впервые показывает свои ранние вокальные миниатюры «У моря ночью», «Все мне грезится море» (1903–1906), «Гимн чуме» (1908). Иванов с большой симпатией относился к творчеству Гнесина, а стихотворения главы «Башни» в дальнейшем вошли в вокальные циклы «Посвящения» (1912–1914) и «Розариум» (1914) — замечательные образцы тонкой интерпретации символистской поэзии в музыке. На «башенных средах» Гнесин впервые встретился с А. А. Блоком, на стихи которого позднее создал песню «Балаган» (1909), вокальные номера к драме «Роза и Крест» (1914), цикл «Из современной поэзии» (1915).

В консерваторские годы завязываются и другие творческие знакомства. По признанию Гнесина, многие пьесы были вдохновлены творчеством Н. И. Забелы-Врубель, которой он посвятил отдельные романсы из сборников «Из современной поэзии» (1908) и «Посвящения», а также Симфонический дифирамб «Врубель» (1911), где вокальная партия специально рассчитана на голос певицы. В Москве с сочинениями брата известных музыкантов знакомила Елена Фабиановна, о чем сообщала ему в письмах: «Была я с твоими вещами у Собинова… обещал непременно петь их»; «На днях понесу “Птичку”, “Снежинки” и “Небесную росу” Неждановой, которая выразила интерес к твоим сочинениям»; «[Виолончельная] соната понравилась Зилоти, обещает исполнить ее с Казальсом». Пьесы Гнесина звучали в Керзинском кружке, «Музыкальных выставках» М. А. Дейши-Сионицкой, «Доме песни» М. А. Олениной-Д’Альгейм.

По окончании консерватории, в 1909 году, Гнесин был полон мыслей о культурном просветительстве. Отказавшись от предложения И. Ф. Стравинского, который уговаривал Гнесина переехать в Париж и предлагал содействие в распространении его музыки на Западе, молодой композитор возвращается в Ростов, где погружается в активную работу: преподает в музыкальном училище все теоретические предметы, композицию, хоровые и оркестровые классы, читает лекции по истории музыки и эстетике, дирижирует оркестром, руководит музыкальными кружками, открывает народные музыкальные школы; в 1916 году при содействии Гнесина открыто Общество «Музыкальная библиотека имени Н. А. Римского-Корсакова». Параллельно Гнесин преподает в музыкальном училище Краснодара, а после открытия Консерватории Русского музыкального общества работает там несколько лет педагогом (в 1920–1921 годах — ректор).

М. Ф. Гнесин (1920)

В 1910-е годы композитор несколько раз выезжал за границу: в Германию, Францию (1911), Палестину (1914, затем в 1921-м), откуда привез фольклорные записи, ставшие в дальнейшем материалом для циклов еврейских песен и незавершенной оперы «Юность Авраама» (1923).

В 1920–1930-е годы Гнесин становится профессором в Музыкальном техникуме Гнесиных, Московской (декан педагогического факультета), а затем и Ленинградской консерваториях. Среди учеников Гнесина в классе композиции в разное время были такие выдающиеся музыканты, как А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, Е. К. Голубев, А. С. Леман, В. Н. Салманов, дирижер Ниязи, музыковед С. С. Скребков. С 1933 года Гнесин совмещал преподавание с работой в Президиуме Союза советских композиторов, неоднократно выступал с заявлениями по острым вопросам музыкального искусства. Так, на одном из пленумов в 1931 году Гнесин резко высказался о работе РАПМ: «Большинство наших композиторов за последние несколько лет… было лишено возможности услышать свои сочинения. Они совершенно не исполнялись… [так как] в отношении [их] установлены штампованные характеристики». Этот доклад отражает определенный перелом в творчестве самого Гнесина: не восприняв идеи авангарда 1920-х годов, с трудом приспосабливаясь к новым художественным требованиям советской эпохи (своеобразной «данью» ей становится «Симфонический монумент 1905–1917», впервые исполненный в 1927 году в одном концерте с премьерой Второй симфонии Д. Д. Шостаковича), Гнесин пытается уйти от «идейно ложного» эстетизма 1910-х годов в фольклор, создавая целый ряд замечательных сборников еврейских песен (ор. 32, 33, 37, 42) и камерных ансамблей («Народные песни Азербайджана» для квартета (1931), секстет «Адыгея» (1933), «Пять песен народов СССР» для фортепиано в четыре руки (1937) и др.).

Годы войны Гнесин провел в эвакуации в Йошкар-Оле и Ташкенте. Это время стало тяжелым испытанием для Михаила Фабиановича: незадолго до войны, в 1937 году, умерла его первая жена; в 1942 году от истощения (последствия блокады в Ленинграде) умирает единственный сын, которому композитор посвящает трагическое трио «Памяти наших погибших детей» (1943) — реквием по всем тем, чью юную жизнь оборвала война. В 1944 году Гнесин возвращается в Москву, где становится заведующим кафедрой композиции в только что открытом Институте имени Гнесиных. Одним из выдающихся сочинений военных лет становится «Соната-фантазия» для квартета (1945), за которую Гнесин удостоился Сталинской премии. Это произведение стало последним крупным опусом композитора: в конце 1940-х — начале 1950-х он уже почти не сочинял.

М. Ф. Гнесин. Статья «Эпос и драма в русской музыке». Автограф. РГАЛИ. 1911

Значительную часть гнесинского наследия 1940–1950-х годов составили научные статьи и мемуары. Композитор обращается к годам своей консерваторской юности, пишет блестящие словесные портреты своих учителей — Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, воспоминания о А. А. Блоке, А. К. Глазунове, А. Н. Скрябине, М. О. Штейнберге, Комитасе; работает над крупными исследованиями «Об эпическом симфонизме» и «Римский-Корсаков и живопись». В 1941 году увидел свет созданный Гнесиным учебник «Начальный курс практической композиции», обобщивший его многолетний опыт преподавания. В 1956 году вышла книга «Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове», куда, в том числе, вошли воспоминания о Лядове. Через год композитор, педагог, музыкальный ученый ушел из жизни.

*   *   *

Творческое наследие Гнесина охватывает почти все жанры: сочинения для оркестра, вокально-симфоническую музыку, камерно-вокальные и инструментальные опусы, хоровые и фортепианные сочинения, музыку к театральным постановкам и кинофильмам. Однако излюбленной областью его творчества была камерная музыка. Гнесина можно назвать композитором-миниатюристом — камерность как свойство мышления присуща даже его симфоническим произведениям, выражаясь в одночастных формах, исключительном внимании к деталям, использовании небольших составов, вкраплении развернутых соло в оркестровую ткань. Крупные камерные инструментальные ансамбли Гнесина — квинтет «Реквием», секстет «Адыгея», трио «Памяти наших погибших детей», квартет «Соната-фантазия», Сонаты для виолончели и для скрипки с фортепиано — также одночастны.

Индивидуальный композиторский стиль Гнесина возник как результат переосмысления творческих находок его старших коллег по искусству и его современников в России и за рубежом; в процессе сочетания разных стилевых течений — символизма, импрессионизма, романтизма, обращения к разнообразным музыкальным культурам — России, Востока, Запада, древнего мира; изучения различных видов искусств — музыки, литературы, театра, живописи, эстетики — и поиска связи между ними.

Среди всех направлений творчества Гнесина область камерной вокальной музыки явилась приоритетной, чрезвычайно показательной в смысле стиля и наиболее «продуктивной». От природы яркий синестет, Гнесин мечтал о создании произведения, в котором бы органично соединились музыка, слово, жест, цвет — наподобие скрябинской «Мистерии». Такое сочинение не было создано, но стремление к синтезу искусств ярко проявилось в вокальной музыке, где композитор проявил себя как тонкий интерпретатор текстов символистской поэзии, точно следуя в музыке за всеми интонациями слова. Мотивы тоски, надломленности, отчаяния, метаний, ощущение надвигающейся катастрофы, конца света — все эти приметы поэзии Серебряного века нашли отражение в сочинениях Гнесина: в диссонантной хроматической ткани, в изломанном мелодическом рисунке, в сложной и детализированной фортепианной партии, в преобладании медленных темпов и минорных тональностей. Большинство своих вокальных миниатюр автор назвал «стихотворениями с музыкой», создав настоящие шедевры этого жанра и явившись корифеем данного типа вокального высказывания в русской музыке начала ХХ века.

М. Ф. Гнесин. Соната-баллада для виолончели ор. 7. 1909

Ярким проявлением синтеза музыки и слова стало и одно из крупнейших теоретико-практических исследований Гнесина — созданная им «теория музыкального чтения», чрезвычайно заинтересовавшая Вс. Э. Мейерхольда и А. Н. Скрябина. В содружестве с Мейерхольдом была создана музыка к трем античным трагедиям: «Финикиянки» Еврипида (1912), «Антигона» и «Эдип-царь» Софокла (1914), фрагменты которых демонстрировались для небольшой группы представителей искусства. Присутствовавший на показе Скрябин с восторгом отозвался об изобретенном Гнесиным способе произнесения музыкального текста: «Я все время думаю, как будут произноситься стихи в “Мистерии”… Это не может быть сплошным пением, а… обычное чтение стихов тут совершенно не подходит. Именно этот Ваш способ музыкального чтения я применю в “Предварительном действе”». Музыкальное чтение Гнесина отразило одну из ведущих тенденций тех лет: аналогичные эксперименты в области «омузыкаленного слова» принадлежат А. Шёнбергу, Л. Л. Сабанееву, В. И. Ребикову.

Другим ярким направлением творчества Гнесина стали сочинения на еврейскую тематику, написанные преимущественно в 1920–1940-е годы. Композитор стал одним из создателей профессиональной еврейской композиторской школы. Мотивы народных мелодий и духовных песнопений послужили интонационным материалом для целого ряда сочинений: нескольких циклов еврейских песен, симфонической поэмы «О древней родине» (1919), сюиты танцев к спектаклю Вс. Э. Мейерхольда «Ревизор» (1926), «Повести о рыжем Мотэле» (1926), оперы «Юность Авраама», трио «Памяти наших погибших детей» и других. В своих произведениях композитор отразил различные вехи еврейской истории, особенности местечковой культуры, имитацию игры клезмеров. Эти произведения сегодня входят в «золотой фонд» еврейской музыки, наряду с сочинениями Ю. Д. Энгеля, А. А. Крейна, Г. А. Крейна, И. Ю. Ахрона, М. О. Штейнберга, Л. С. Саминского и других.

Ампир W История

Ампир W

К 210-летию Вагнера продолжаем рассказ о сценических произведениях главного символа немецкого музыкального театра

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера История

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА История

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА

О НЕ САМОЙ ОЧЕВИДНОЙ МУЗЫКЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Полина Виардо XX века История

Полина Виардо XX века

15 марта 2023 года – 105 лет со дня рождения Зары Александровны Долухановой