В Московском театре оперетты заметное событие – премьера легендарной оперетты Кальмана «Мистер Икс» (или «Принцесса цирка», как ее назвал композитор). Почему заметное? Да потому что несколько последних премьер были спектаклями другого жанра, хотя и родственного, – молодого и победительного мюзикла. И для пополнения своего опереточного репертуара театр выбрал любимого несколькими поколениями зрителей «Мистера Икс».
На моей памяти это уже четвертая «реинкарнация» популярной оперетты на этой сцене; последняя постановка, осуществленная Инарой Гулиевой в 2008 году, отличалась разве что очередной безнадежной попыткой «освежить», улучшить либретто классической оперетты. Нынешняя постановка декларирует новую пьесу, для написания которой был приглашен драматург Константин Рубинский. Он обещал максимальную близость к «хрестоматийному» либретто и сохранение популярных текстов музыкальных номеров. Но дело в том, что за «первоначальный текст» и «хрестоматийное либретто» «Мистера Икс» он, как и предыдущие «улучшатели», принимали действительно добротную пьесу Ильи Зарубина и поэтессы Ольги Фадеевой, в то время как австрийский оригинал Альфреда Грюнвальда и Юлиуса Браммера имел русские корни и русских персонажей. Достаточно сказать, что в первоисточнике Директора цирка зовут… Станиславский! Фигурируют в авторском либретто и великий князь Сергей Николаевич, и гвардейские офицеры, а родовое имя Мистера Икс – Федор Палинский…
Получив задание освежить либретто, Константин Рубинский перевыполнил его. Он ввел новых персонажей –авантюристку Пьеретту с воришкой-сыном, художника Пикассо (!), еще кое-кого по мелочи; перенес действие на Эйфелеву башню и в отель «Лиловый кальмар» (бывший «Зеленый попугай»). Либретто получилось динамичное, с яркими ролями для исполнителей.
Авторами стихов в программке указаны Ирина Петрова и Константин Рубинский. Между тем тексты всех основных арий, в том числе популярной арии Мистера Икс, дуэтов и финалов актов, принадлежат Илье Зарубину и Ольге Фадеевой, хотя их имена в программке не упоминаются!
Обещание постановщиков – сделать основным героем постановки цирк – выполнено ими в полной мере: силами балетной труппы театра и немногих профессиональных циркачей, привлеченных для исполнения специфических трюков, режиссер Валерий Архипов и его команда создали яркое представление. Результатом усилий стали красочные «антре», танцы акробатические, а также, так сказать, аккомпанирующие сольным и дуэтным номерам. (Иногда, впрочем, и без особой в том необходимости…).
Избранной цирковой стилистике спектакль верен и в других компонентах, в первую очередь сценографии. Художник Сергей Новиков создал декорации яркие, праздничные и в то же время функциональные и динамичные, что отлично использовал режиссер-постановщик. (Хотя, если по-честному, разъезжающие по сцене лестницы с героями не назовешь новинкой…) Очень выразительными и уместными были видеопроекции Ильи Смилга и световые эффекты Александра Сиваева. Неожиданной находкой явилась «Выставка полотен Пикассо периода кубизма» в отеле «Лиловый кальмар» и сцены на Эйфелевой башне.
И все же решающим фактором в успехе и теплом приеме зрителей «Мистера Икс» явилось исполнение многофигурной галереи персонажей кальмановского шедевра блестящей труппой Московской оперетты. Каждая роль нашла двух-трех исполнителей на высоком профессиональном уровне вокального и актерского мастерства.
Начать по справедливости стоит с заглавной партии. Максим Катырев, победитель первого конкурса «ОпереттаLand», уже исполнял эту роль в предыдущей постановке. В нынешнем спектакле Максим не только эффектнее подан режиссером в центральной арии – из-под купола цирка, но артист нашел новые краски для своего образа, сделав его мягче, сердечнее. Прекрасно спел Катырев и дуэты со своей партнершей Анной Золотовой. Молодая артистка отлично справилась с вокальной партией своей героини, а по образу ее Теодора Вердье была не «примадонной», а обаятельной и доверчивой молодой женщиной.
Одним из самых запоминающихся образов спектакля стал барон Де Кревельяк в исполнении Петра Борисенко. Талантливый артист, любимец публики в ролях «каскадных» и «лирических», Петр не испытал особых проблем с переходом на возрастные роли, играет их смело, все ярче и органичнее. Кревельяк, обычно изображаемый как патологически глупый самодур, у Борисенко стал хитрым и изворотливым интриганом, темпераментным и искренне влюбленным в прекрасную Теодору. Отличная актерская работа.
Симпатию зрительного зала вызвала «каскадная» пара Мари и Тони – Вита Пестова и Александр Бабик. Сложный рисунок их ролей – вокальный, актерский и танцевальный – выполняется артистами в высоком темпоритме, зажигательно и задорно. Но обе эти роли несколько обеднены из-за перестановок музыкальных номеров и неоправданной редакции их текста. К тому же Мари почему-то названа укротительницей тигров, что в спектакле никак не просматривается.
«Пулевые» роли хозяйки отеля Каролины и ее метрдотеля Пеликана, имеющие многолетние исполнительские традиции (и штампы, добавим мы…), прекрасно исполнили Елена Ионова и Александр Каминский. Их дуэт по требованию публики заслуженно бисировался, с финальным «фирменным шпагатом» Александра.
Появление в либретто нового персонажа – Пьеретты – логично потребовало и нового музыкального номера. Из богатства наследия Кальмана авторами был выбран номер из оперетты «Герцогиня из Чикаго». Выбор удачен, он как нельзя лучше подошел к характеру этой авантюристки, с блеском сыгранной, спетой и станцованной Василисой Николаевой. Отметим и игру юного артиста Дмитрия Морозова в роли ее сына воришки Феликса.
Одно из самых отрадных впечатлений от нового прочтения знаменитой оперетты – это общий высокий уровень музыкальной составляющей спектакля. Дирижер Константин Хватынец провел его не только мастерски, но и вдохновенно: убедительные, точно найденные темпы сольных и дуэтных номеров, эмоциональные кульминации и зажигательные танцевальные эпизоды… С детства знакомая музыка прозвучала свежо и, как сейчас говорят, духоподъемно.