Есть партитуры, исполнение которых можно уподобить священным ритуалам, когда собираются посвященные и служат мессу. Только в данном случае стоит провести параллель с мистерией – средневековым театральным действом, где сакральный сюжет разыгрывается по ролям. Восемь солистов – это персонажи вселенской драмы, которую разворачивает перед слушателями Малер, смешивая воззвания к животворящему Духу с поисками «вечной женственности». Во второй части каждый получает небольшое соло, важное в общей драматургической канве: образ Девы Марии, кающиеся грешницы, голос ангела с неба. Все солисты – сопрано Юлия Томина, Елена Евсеева и Екатерина Чудотворова, меццо Людмила Кузнецова и Евгения Сегенюк, тенор Максим Сажин, баритон Евгений Либерман и бас Руслан Розыев – уверенно справились со своими партиями и составили в тембральном отношении удачный ансамбль.
Традиционно духовая банда размещается «на хорах» – в данном случае на галерее возле органа. Акустически звук оттуда идет в зал с запаздыванием, поэтому так важна была коммуникация между главным дирижером и его ассистентом Иваном Никифорчиным, стоявшим «на передаче» и четко ловившим жест Полянского.
Сложнейшая конструкция формы этой двухчастной симфонии требует точнейшего ощущения темповых пропорций, ясно выстроенной драматургии – и это удалось Валерию Полянскому. Он уверенно вел свой гигантский «лайнер», не давая ему отклониться от курса – финального апофеоза, когда «поют уже не человеческие голоса, а куражащиеся солнца и планеты». «Я столько открыл для себя нового», – признался после концерта Полянский. С этим согласились зрители, до аншлага заполнившие «Зарядье» и с энтузиазмом принявшие малеровскую эпопею.
Впереди праздничный концерт к 30-летию Госкапеллы, где в качестве подарка себе Полянский выбрал еще одно вселенское послание – «Торжественную мессу» Бетховена. А еще пообещал Десятую симфонию Малера в редакции Рудольфа Баршая – произведение-сфинкс, в котором больше вопросов, чем ответов.