Мистерия на все времена События

Мистерия на все времена

В «Зарядье» состоялось исполнение Восьмой симфонии Малера

Уже в четвертый раз за нее берется Валерий Полянский, стремясь вновь и вновь расшифровать послание композитора. У этого дирижера есть все ресурсы: Государственная академическая симфоническая капелла – это вышколенный оркестр и хор, отмечающий в этом сезоне 50-летие. Но для «симфонии тысячи участников» и этого недостаточно. Приходится объединять коллективы – и тут уже сложились хорошие партнерские коллаборации. Не в первый раз приезжает Капелла «Ярославия» (руководитель Владимир Контарев) из Ярослав­ской филармонии, традиционно участвует хор студентов (руководитель Алексей Рудневский) и Камерный хор Московской консерватории (руководитель Александр Соловьёв). С молодежью заранее встречаются хормейстеры Госкапеллы, репетируют хоровые куски, чтобы сводный хор отличался завидной слитностью и единством певческой манеры. Малер вводит и детский хор, олицетворяющий голоса ангелов, которые в этот раз действительно звучали словно «с небес». Расположение на боковом балконе над сценой позволило добиться исключительно удачного баланса: Детский хор Большого театра (руководитель Юлия Молчанова) был отчетливо слышен, и его музыкальные фразы словно парили над общим тутти.

Есть партитуры, исполнение которых можно уподобить священным ритуалам, когда собираются посвященные и служат мессу. Только в данном случае стоит провести параллель с мистерией – средневековым театральным действом, где сакральный сюжет разыгрывается по ролям. Восемь солистов – это персонажи вселенской драмы, которую разворачивает перед слушателями Малер, смешивая воззвания к животворящему Духу с поисками «вечной женственности». Во второй части каждый получает небольшое соло, важное в общей драматургической канве: образ Девы Марии, кающиеся грешницы, голос ангела с неба. Все солисты – сопрано Юлия Томина, Елена Евсеева и Екатерина Чудотворова, меццо Людмила Кузнецова и Евгения Сегенюк, тенор Максим Сажин, баритон Евгений Либерман и бас Руслан Розыев – уверенно справились со своими партиями и составили в тембральном отношении удачный ансамбль.

Традиционно духовая банда размещается «на хорах» – в данном случае на галерее возле органа. Акустически звук оттуда идет в зал с запаздыванием, поэтому так важна была коммуникация между главным дирижером и его ассистентом Иваном Никифорчиным, стоявшим «на передаче» и четко ловившим жест Полянского.

Сложнейшая конструкция формы этой двухчастной симфонии требует точнейшего ощущения темповых пропорций, ясно выстроенной драматургии – и это удалось Валерию Полянскому. Он уверенно вел свой гигантский «лайнер», не давая ему отклониться от курса – финального апофеоза, когда «поют уже не человеческие голоса, а куражащиеся солнца и планеты». «Я столько открыл для себя нового», – признался после концерта Полянский. С этим согласились зрители, до аншлага заполнившие «Зарядье» и с энтузиазмом принявшие малеровскую эпопею.

Впереди праздничный концерт к 30-летию Госкапеллы, где в качестве подарка себе Полянский выбрал еще одно вселенское послание – «Торжественную мессу» Бетховена. А еще пообещал Десятую симфонию Малера в редакции Рудольфа Баршая – произведение-­сфинкс, в котором больше вопросов, чем ответов.

Боккаччо, Гоголь, маскарад… События

Боккаччо, Гоголь, маскарад…

На Новой сцене Большого театра с большим размахом прошли гастроли Свердловской музкомедии

Домра как центр мироздания События

Домра как центр мироздания

В Тамбове прошел V фестиваль Prima Domra

Чайковский, кажется, лишний События

Чайковский, кажется, лишний

Димитрис Ботинис впервые выступил с АCО Петербургской филармонии как его худрук и главный дирижер

Муки французские, сны русские События

Муки французские, сны русские

Фестиваль РНО завершили раритеты Мессиана, Капле и Дебюсси