Мистические квинтоли в день рождения События

Мистические квинтоли в день рождения

Виолончелист Юрий Лоевский осуществил мировую премьеру опусов Давида Кривицкого – в преддверии 85-летия со дня рождения композитора

В программе вечера, лаконично названного «Музыкальные параллели», на сцене Центрального дома Российской армии – Соната № 1 для виолончели и фортепиано Людвига ван Бетховена, мировая премьера Трех концертных этюдов Давида Кривицкого и Соната для виолончели и фортепиано Клода Дебюсси. Партнером артиста стала пианистка Елена Казина. Как и юбилей в 2019-м, музыкант отметил этим концертом свое 83-летие, тем самым совместив приятное с вечным.

Если говорить о Юрии Лоевском, то эпитет «легендарный» приходит на ум сам собой. Виолончелист имеет безоговорочный авторитет в музыкантских кругах: ученик Ростроповича, Лоевский на протяжении полувека играл в ведущих симфонических оркестрах страны. Начав карьеру в оркестре Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский) в 1966-м, уже через четыре года Лоевский занял место первого концертмейстера группы виолончелей оркестра столичного Большого театра, в котором прослужил 13 лет. Затем по приглашению Евгения Светланова возглавил группу виолончелей Госоркестра. А в 2003-м Юрий Григорьевич стоял у истоков Национального филармонического оркестра России – Владимир Спиваков предложил мастеру, к тому времени уже народному артисту РФ, стать первым концертмейстером виолончелей нового коллектива.

Выбор произведений, составивших программу концерта, показал: имениннику подвластны все музыкальные стили и эпохи. Первая соната Бетховена для виолончели и фортепиано ор. 5, № 1 – раннее и во многом новаторское сочинение, в котором великий классик задал новый уровень виртуозности и концертности в отношении виолончели. Для интерпретации Юрия Григорьевича была характерна легкость и в то же время величественность исполнения (стоит помнить, что Бетховен посвятил две виолончельные сонаты этого опуса прусскому королю Фридриху Вильгельму II). Трактовка Лоевского буквально «дышала» мудростью, а отточенность штрихов вкупе с идеальным взаимопониманием виолончелиста и пианистки определили совершенство звучания.

Смысловым центром концерта стала премьера трех этюдов из цикла «12 больших концертных этюдов» для виолончели соло (1998) Давида Кривицкого. С этим невероятно плодовитым композитором (более 1600 произведений) Лоевского связывали годы дружбы и тесные творческие связи. Виолончелист подошел к трем этюдам – «Quasi una Fantasia», «Мистические квинтоли» и «Песня без слов» – со свойственными ему продуманностью и содержательностью. Исполнение этих пьес, включающих виртуозные пассажи, сложную ритмику, требует недюжинной технической оснащенности, и Юрий Григорьевич с блеском продемонстрировал высоты так называемой «старой школы».

Изящным финалом стала Соната для виолончели и фортепиано Дебюсси. Изысканный звук, точность нюансировки, интонационная чистота, сыгранность ансамбля – все это характеризовало интерпретацию Лоевского и Казиной. А в качестве праздничного «десерта» – любимые мастером «Пробуждение» Форе и «Полет шмеля» Римского-Корсакова, показавшие, что возраст – это только цифра в паспорте, и более молодым коллегам стоит поинтересоваться секретами творческого долголетия.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.