Мнимые синхроны События

Мнимые синхроны

Ансамбль «Студия новой музыки» отметил 25-летие концертом в Большом зале консерватории

В сопроводительном тексте к юбилею ансамбля его художественный руководитель Владимир Тарнопольский высказывает предположение, что «главным достижением ансамбля является то, что в результате многолетней систематической работы нам удалось “синхронизировать” развитие отечественной новой музыки с общемировыми тенденциями». Конечно же, это именно так, если оговориться, что эту работу начали в конце 1950-х Мария Юдина и Андрей Волконский, в следующие годы продолжили Геннадий Рождественский, Эдисон Денисов, Гидон Кремер и Алексей Любимов, вывели в постсоветский этап Юрий Каспаров и Дмитрий Ухов. Сегодня наши композиторы побеждают на Международном конкурсе современной музыки Gaudeamus, исполняются на Венецианской биеннале и входят в репертуар Ensemble Modern, а у нас проводятся фестиваль «Другое пространство» и международная Академия молодых композиторов в городе Чайковский Пермского края, куда съезжаются светила мировой композиторской сцены.

Юбиляр сыграл в установлении этого миропорядка бесценную роль: на счету ансамбля «Студия новой музыки» – больше тысячи российских и мировых премьер, выпуск в свет забытых сочинений первого авангарда, ежегодный фестиваль «Московский форум», создание прочных горизонтальных связей с европейскими коллегами, участие в постановках современных опер и актуальных художественных проектах. Все понимают, что ситуация далека от идеала: государство новую музыку не очень-то поддерживает, а публика на нее очень-то ходит. Дело продолжает требовать энтузиазма, и его хватает; в процесс синхронизации отечества с миром вовлекается и молодое поколение: концепцию и программу юбилейного концерта придумал Тарнопольский-младший – Владислав.

Программа была снабжена современной медийностью – названия сочинений объявлял киноэкран – и содержала десяток пьес знаковых композиторов ХХ века и современности. Партитуры с разных сторон раскрывали мастерство ансамбля – от владения всевозможными приемами звукоизвлечения до похвальной для российского коллектива ритмичности. Игорь Дронов, как всегда, дирижировал скупо и приветливо. Называлась программа «Суррогатные города» (по названию цикла Хайнера Гёббельса), и хотя прилагательное «суррогатные» содержало толику культурологической подозрительности, города были по большей части настоящие: Стамбул, Лондон, Атлантида.

Интереснее другое: в концерте, явившемся результатом высокой художественной и организационной синхронизированности, музыка имела своей темой как раз рассинхронизированность – более того, даже воспевала ее.

Концерт открывали и закрывали композиции Чарлза Айвза и Дмитрия Шостаковича: соответственно «Центральный парк в темноте» и «Прогулка по Москве» из оперетты «Москва, Черемушки» в оркестровке Андрея Кулигина (последнюю, на радость зала, даже бисировали). Нью-Йорк и Москва предстали в этих пьесах городами из давно минувших времен, когда в центре Манхэттена можно было насладиться тишиной ночной природы, нарушаемой игрой уличного оркестра, или с ветерком проехаться по широким улицам советской столицы. Гонконг в «Сценах из уличного театра» кореянки Унсук Чин тоже предстал поводом для опосредованных воспоминаний. В метричном и жестком «Суррогате» Хайнера Гёббельса город противопоставлен голосу одиноко бегущего человека (текст экспрессивно читала Каролина Мельцер, вообще-то умеющая петь Фьордилиджи). В «City Life. Check It Out» Стива Райха сквозь ритмичную игру ансамбля сэмплами разговаривает, наоборот, сам город. В пьесе «Eastanbul» Владимира Тарнопольского несинхронность заложена в сам фундамент композиции, подобной сложно разворачивающейся формуле – по сравнению с ней рыночный галдеж в «Криках Лондона» Лучано Берио казался чинным и стройным (тут ансамбль уступил место Камерному хору консерватории). Фрагмент из «Атлантиды» Мортона Фелдмана, согласно названию, предлагал сколь угодно много вариантов прочтения графической нотации, сколь много их в нашем представлении о затонувшем материке. Честнее классиков оказался Дмитрий Курляндский, откровенно нанесший Стокгольм на одну из «Карт несуществующих городов», где он оказался только мерцающей проекцией сознания автора.

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale