«Его язык – музыка», – характеризуют творчество виолончелиста Арсения Чубачина (АЧ) европейские критики. В конце июня музыкант с большим успехом исполнил Вариации на тему рококо в Берлинской филармонии, где график его концертов расписан на год вперед, а буквально через пару дней он принимал участие в фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге. В Москве Арсений постоянно выступает в Большом зале консерватории. В июне его партнерами стали скрипач Вадим Репин и коллектив 770 Orchestra – один из двух камерных оркестров под его руководством (виолончелист создал его вместе с дирижером Моисеем Якубовым). Чубачин активно расширяет виолончельный репертуар: дружит с композиторами, является художественным руководителем Конкурса имени В.Я. Шебалина. Не очень разговорчивый в жизни человек, общающийся со своими поклонниками посредством музыки, виолончелист согласился дать интервью Анне Коломоец (АК). В нем он поведал секрет своего успеха, поделился впечатлениями о европейских гастролях и рассказал, в чем видит свою художественную миссию.
АК Вы из музыкальной семьи, сын контрабасиста, играющего в легендарном Заслуженном коллективе Республики. Не хотелось продолжить семейную традицию? Почему ваш выбор остановился именно на виолончели?
АЧ Я особо и не выбирал. С самого начала мне дали в руки виолончель, и я начал на ней играть. Занимался как полагается, ведь рядом был отец, который репетировал со мной весь день. Все мое детство прошло в стенах Петербургской филармонии. Атмосфера этого заведения всегда завораживала меня… Я бывал на репетициях Юрия Темирканова – это оставило неизгладимые и незабываемые впечатления! Но я всегда любил другие инструменты, например, скрипку, пробовал играть на ней. И эта симпатия до сих пор заметна в моем репертуаре: значительная его часть – это переложения произведений. Но сейчас, конечно, я понимаю: виолончель все-таки мой инструмент, и надеюсь, что публика это тоже замечает…
Моя миссия состоит в открытии новых репертуарных горизонтов. Вы заметили, насколько популярной стала виолончель в наши дни? Люди даже узнают ее на улице! Не называют «большой скрипкой» и не путают с контрабасом. Конечно, публика предпочитает популярные жанры, а на виолончели сыграли практически все любимые мелодии. Но ведь именно через эту музыку виолончель и узнали с разных сторон.
АК Считаете, что популярная музыка на академической сцене уместна?
АЧ Наверное, все-таки нет. Но меня очень вдохновляют выступления Паваротти с Синатрой или Аиды Гарифуллиной с Андреа Бочелли. Такие концерты популяризируют классическую музыку!
АК Вы говорите о расширении виолончельного репертуара. Как вы способствуете этому?
АЧ Прежде всего, общаюсь с композиторами. Например, сейчас петербуржец Михаил Логинов пишет для меня сонату. Также я являюсь художественным руководителем композиторского конкурса имени Виссариона Яковлевича Шебалина. Надеюсь, что мы найдем большое количество качественных и интересных произведений, возможно, и для виолончели в том числе. Но в финале вместе с оргкомитетом мы хотим услышать сочинение для струнного оркестра. У меня ведь еще и два струнных коллектива имеется! Нельзя сказать, что испытываем нехватку репертуара, но таких композиций, как Серенада Чайковского, немного.
АК Вернемся в детство. Сначала вы учились в Петербурге, но потом продолжили обучение в Москве. С чем это связано?
АЧ В Москве я попал на мастер-класс Наталии Шаховской, и она меня поразила. Но нужно начать с того, что все это случилось благодаря Иветте Николаевне Вороновой, президенту фонда «Новые имена». Она приехала в Петербург, а мы тогда в Малом зале играли прослушивание. Она пригласила меня в Суздаль на мастер-классы, а потом и в Москву. Тогда же примерно я и стал лауреатом конкурса «Новые имена» и в виде специального приза получил в подарок виолончель! Я был тогда очень счастлив.
В становлении моей сольной карьеры очень помог Денис Леонидович Мацуев! Я принимал участие в разных его фестивалях: «Звезды на Байкале», Crescendo, на котором Денис Леонидович присудил мне специальную премию! После своей поездки в Москву я был в восторге от урока у Шаховской, хотя в Петербурге у меня был прекрасный педагог Марк Рейзеншток. В двенадцать лет я принял смелое решение – одному переехать в Москву, оставив свою концертную жизнь в Петербурге, а она была очень активной – мы объездили более тридцати городов Германии с концертами к тому моменту. Моим педагогом стал Алексей Николаевич Селезнёв. Он обладал прекрасным даром чувствовать индивидуальность в каждом ученике и очень помог мне в жизни.
АК Вы учились какое-то время у Михаэля Зандерлинга во Франкфурте, в Берлинской высшей школе музыки имени Эйслера у Штефана Форка, даже успели на стажировку к Наталье Гутман во Фьезоле. Расскажите, чем отличается музыкальное образование за рубежом от российского?
АЧ Наталья Гутман вообще одна из моих любимых виолончелисток – всех времен! А школа игры другая, конечно. Когда я учился, то замечал, как отличается манера звукоизвлечения. Европейцы очень любят фокусировку на звуке, артикуляцию. Если у нас в России признана манера инструментального бельканто – певучая и яркая, то в Европе делают акцент на обучении разным стилям, техническим приемам. Как показало время, школа Наталии Шаховской и Алексея Селезнёва востребована на международном уровне. Многим иностранцам было бы интересно приехать и поучиться у нас.
Я, кстати сказать, сам в прошлом году окончил аспирантуру Петербургской консерватории у Алексея Николаевича Васильева. Был счастлив попасть в родную атмосферу и пройти стажировку у превосходных педагогов.
АК Ваша творческая биография изобилует зарубежными гастролями. Где все-таки выступаете чаще: в Европе или на родине?
АЧ Хотелось бы уравнять количество концертов в Берлине и в Москве. Со временем так и будет. В Берлинской филармонии, с которой сложились добрые контакты, у меня уже запланировано два концерта с Берлинским симфоническим – 4 декабря и 21 мая 2025 года. А еще намечен концерт в Театре Елисейских Полей, он тоже состоится в 2025 году. Французская публика мне пока не так знакома…
АК Арсений, как русскому музыканту в нынешней ситуации удается продолжать активные выступления в Европе?
АЧ Я бы сказал, что главное здесь доверие. У меня есть старые друзья, которые сейчас живут в Германии и полностью доверяют мне во всех музыкальных вопросах. Да, однажды я столкнулся с тем, что не мог подписать контракт из-за русского паспорта. Но те, кто отказал мне в тот раз, сейчас готовы к подписанию.
Я искренне рад, что люди способны смотреть шире, не обращать внимания на политические проблемы.
АК Как вам работается за рубежом?
АЧ Я получаю много хороших отзывов от слушателей и от музыкантов. Но есть один момент, который мне не очень нравится: когда я репетирую с оркестрами, то выделяется определенное время, и я всегда должен уложиться в короткую репетицию. Конечно, я все успеваю, но внутренне понимаю, что некоторые моменты хотелось бы пройти еще раз. И мне не очень приятно видеть, как оркестранты опускают глаза, чтобы посмотреть на часы и высчитать, сколько времени осталось до конца репетиции.
АК Это ведь никак не связано с предвзятым отношением к вам?
АЧ Нет, нет! В тех местах, где я сейчас играю, таких проблем не возникает. Нам с берлинскими музыкантами интересно работать вместе, и результат получается потрясающий. Где-то полтора года назад у нас был концерт с Даниэлем Лозаковичем. Музыканты так же смотрели на часы на репетициях, а потом мы все вместе с оркестром после концерта пошли в отель Hyatt и играли в лобби до пяти утра, и там уже за временем никто не следил. И вот такие моменты счастья – самое ценное.
АК Ваша виолончельная карьера – мечта для каждого исполнителя. Поделитесь секретом, как оказаться на сцене Берлинской филармонии?
АЧ Главное – инициатива, исходящая от самого музыканта. И конечно же, должна быть поддержка. Я в Германии отучился более трех лет, и, конечно, мне в этом плане было пробиться проще. Разные фонды – принцессы К.М. фон Бисмарк или швейцарский Kempinski Arts Support Program – помогли мне сделать первый шаг. И с тех пор наши отношения только укрепляются.
АК Каково это – играть соло в зале Берлинской филармонии? Поделитесь впечатлениями.
АЧ В берлинском зале прекрасная акустика, замечательная публика. Для музыкантов это легендарная сцена, на ней выступали все великие: Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Марта Аргерих… Когда я выходил в первый раз, у меня была температура под сорок и случилось небольшое помутнение. Сейчас какой-то особенной дрожи нет, есть только удовольствие и трепет.
АК Где вам нравится играть больше – в России или в Европе?
АЧ Такого выбора передо мной не стоит. Мои любимые залы в России – Большой зал консерватории в Москве и Малый зал консерватории в Петербурге. В Доме музыки мы часто даем концерты в дуэте с прекрасной пианисткой, ученицей Паскаля Девуайона Ксенией Золотых. Вообще, приятно играть там, где у тебя прекрасные партнеры на сцене и где легко дышится. Например, как это было на недавнем фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге. Мне довелось выступать с замечательной органисткой Евгенией Кривицкой, талантливым чтецом Петром Татарицким, а также с обворожительной вокалисткой Анастасией Белуковой. Еще я выступал и в камерных программах вместе с пианистом Арсением Тарасевичем-Николаевым и скрипачом Михаилом Усовым – у нас получился прекрасный ансамбль! Удалось выступить и с Уральским молодежным симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Филатова… Вообще, фестиваль «Безумные дни» – один из самых интересных в мире, как для слушателей, так и для музыкантов. Ведь ты нон-стопом играешь так много разных музыкальных программ на протяжении трех дней! Для меня это очень ценный опыт. Хочется выразить благодарность Рустему Хасанову и Юлии Цвиль за организацию фестиваля и за возможность выступить на нем!
АК Что отличает российскую публику от зарубежной?
АЧ Слушатели у нас честные. Люди приходят в зал и волнуются за исполнителя, следят за тем, как у него получился тот или иной пассаж. При этом наша публика любит действие, ее сложнее раскачать. Выступление на российской сцене должно быть особенным: ярким, экспрессивным. А европейская публика может очень громко и радостно хлопать, в принципе, только из приличия.
АК Вы упомянули два камерных коллектива. Как эти проекты возникли и зачем вам их сразу два?
АЧ Сейчас достаточно затратно путешествовать по миру с симфоническим оркестром. Так получилось, что в последнее время в отсутствие дирижера я в основном играю с ARS Chamber Orchestra. Он заявил о себе после встречи с Ольгой Мстиславовной Ростропович, которая пригласила нас на фестиваль имени своего отца в Баку. Выступали мы на следующий день после Maggio Musicale Fiorentino под управлением Риккардо Мути, и этот опыт незабываем! Именно тогда Ольга Мстиславовна и посоветовала ограничить количество исполнителей, сделав акцент на поиске интересных программ. Оркестр выступал с Даниэлем Лозаковичем и с Игорем Бутманом, с другими исполнителями; играл в Берлинской филармонии под управлением дирижера. А другой коллектив – 770 Orchestra – возник в прошлом году. И его дебют был сразу с Вадимом Репиным. Для меня это новый проект, и я уверен, что он еще о себе заявит.
АК А какие музыканты выступают в этих оркестрах?
АЧ Очень сильные – концертмейстеры многих московских оркестров, а также молодые исполнители. У 770 Orchestra еще и главный дирижер талантливый – Моисей Якубов. Он учился по классу скрипки: у Павла Верникова в Швейцарии и в Московской консерватории у Александра Винницкого. Как дирижер стажировался в Швейцарии у известных педагогов.
АК Считаете себя популярным музыкантом?
АЧ Все зависит от аудитории. Среди зрителей Первого канала, наверное, на данный момент нет. Среди каких-то академических сообществ, наверное, да.
АК Часто многие инструменталисты переквалифицируются в дирижеров. Вас привлекает такая перспектива?
АЧ Я об этом очень много думал и на данный момент подобного не планирую. Но не исключаю, что через 10-15 лет это будет возможно.
АК От какого мастера ваш инструмент?
АЧ Давид Теклер. Это прекрасная виолончель, она сейчас проходит обновленную реставрацию.
АК Всего один инструмент?
АЧ Да, мне его хватает. Недавно пришлось играть в ансамбле со скрипкой Страдивари – а это всегда вызов для виолончели. И я был доволен результатом.
АК Что у вас звучит в плейлисте, кроме классики?
АЧ Я очень люблю джаз: Нина Симон, Бен Уэбстер, Бобби Макферрин, Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Луи Армстронг. Люблю слушать моего коллегу пианиста Фарида Махмудова. Это один из лучших, на мой взгляд, джазовых пианистов современности.
АК А вы слушаете кого-то из своих коллег-виолончелистов?
АЧ Слежу за творчеством многих, но для души слушаю Мишу Майского, а также Йо-Йо Ма.
АК Что для вас главное в жизни?
АЧ Пожалуй, музыка! Как однажды сказал Густав Малер, это не просто искусство — это способ понять мир и себя. Главное в жизни — это стремление к истине и красоте.