Состоявшийся флейтовый марафон в соответствии со смысловыми акцентами программ освоил главные локации Нижегородской филармонии, при поддержке которой и проводился форум, – Кремлевский концертный и Малый залы. А также совсем в духе современных трендов на использование нетрадиционных площадок фестиваль впервые апробировал прекрасное белоснежное пространство холла второго этажа филармонии, где на огромной плазме проецировались портреты композиторов, чьи сочинения звучали на открытии фестиваля. Концертные программы и мастер-классы от ведущих отечественных исполнителей на три дня погрузили нижегородских любителей музыки в мир флейтового искусства. Среди них оказалось на удивление немало совсем юных почитателей этого звонкого инструмента.
В ряду столь востребованных в последние несколько десятилетий отечественных монотембровых инструментальных фестивалей Vivacello, «Лики современного пианизма», «Планета контрабас» нижегородский форум уже достаточно ярко заявил о себе. Организаторами был изначально взят курс не столько на международное музыкальное представительство и ориентацию на профессиональную флейтовую среду, сколько на демонстрацию лучших отечественных и, что отличает именно этот фестиваль, региональных исполнительских сил.
Среди его участников – художественные руководители фестиваля и одновременно исполнители – Ирина Стачинская (Москва), директор академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии имени М. Ростроповича Андрей Малых и флейтисты этого коллектива – Наталья Полунова, Анна Котова, Елена Платицына; инициатор санкт-петербургского фестиваля «Виртуозы флейты», солист оркестра Мариинского театра Денис Лупачев; его коллега из Московского государственного академического симфонического оркестра Алексей Морозов и Александр Гагаринов (Киров). Впечатляющим открытием, если не для России, то для Нижнего Новгорода наверняка, стало участие в фестивальных мероприятиях Ержана Кушанова – солиста Государственного академического симфонического оркестра Республики Казахстан (Алматы).
Его присутствие придавало оттенок международности всему происходящему. А интерпретация молодым казахским исполнителем сочинений французского репертуара – Большой фантазии на темы оперы А. Тома «Миньон» П. Таффанеля (партия фортепиано – Надежда Малых) и Рондо-каприччиозо К. Сен-Санса в версии для флейты, прозвучавшего на заключительном симфоническом вечере (дирижировал АСО Нижегородской филармонии Владимир Стачинский), – поразила слушателей отточенным артикуляционным мастерством, тонким стилистическим чутьем, исполнительским лоском и артистическим темпераментом.
Основное целеполагание музыкального события в Нижнем Новгороде – популяризация флейтового искусства во всем его многообразии среди самой широкой аудитории. Художественные руководители форума, уже четвертый раз решая репертуарный «квест» в выборе программ, стремятся к обогащению слушательского опыта. Они полагают, что в России сложился определенный исполнительский тренд. «Среди российских флейтистов много хороших игроков и профессионалов. Поэтому сейчас флейта выходит на конкурирующие позиции со струнными инструментами, благодаря музыкантам, которые могут выразить сложные художественные идеи», – так позиционирует свои взгляды на развитие отечественного флейтового мастерства Ирина Стачинская.
Драматургия нынешнего музыкального события отличалась необыкновенной интенсивностью и концентрацией звуковой информации, а концертные программы показали амбициозность нынешнего поколения исполнителей в трактовке инструмента. Наибольшая интеллектуальная нагрузка «легла» на открытие фестиваля. Этот концерт стал не только нижегородской презентацией двух флейтовых CD-дисков, выпущенных «Фирмой Мелодия», но и мировой премьерой Шести сонат для флейты соло Давида Кривицкого. Именно этот макроцикл и был представлен на одном из альбомов. Его запись осуществил нижегородский флейтист Андрей Малых.
Сочинение Давида Кривицкого (1993) – эксклюзивный развернутый опус для солирующей флейты. Он подразумевает как автономность исполнения каждой из шести композиций (среди которых четыре одночастные и две циклические сонаты), возможные группировки сочинений, исходя из желаний и исполнительских притязаний музыкантов, так и масштабную интерпретацию всего макроцикла в одной программе, что и произошло на открытии фестиваля.
Сонаты – сложные для восприятия произведения, в которых заключена огромная палитра смысловых нюансов. Композитор использовал многое из технического арсенала отечественного и мирового авангарда: микроинтервалику, алеаторику, сонористику, мультифонику. Но самое важное, что за всем этим хитросплетением авангардных приемов не потеряна живая музыкальная интонация, протягивающая связующую нить между автором и слушателем.
Эта интонация у Давида Кривицкого имеет разную эмоциональную и стилевую окраску. В Четвертой «Романтической сонате» взвинченная импульсивность сменяется классико-элегантной сдержанностью, радостная танцевальность барочной гальярды (Третья соната) следует за сосредоточенной, полифонически-ориентированной темой ричеркара Второй сонаты. «В этом цикле много мыслей, – делится впечатлениями от прослушанного сочинения Ирина Стачинская, – каждый найдет в нем свою историю, в той же гальярде или в трагической Пятой сонате, которая меня очень впечатлила. В ней пение флейтиста в момент исполнения и есть выплеск накопившихся эмоций».
«Выгравшись» в сочинение, исполнитель цикла Андрей Малых воспринимает его по-своему: «Сквозь непростую музыкальную ткань я увидел обращение к душе человека. Сонаты оптимистичны и наполнены мощной жизненной силой. В музыке нет учености, она очень жизненная».
Второй диск с опусами отечественных авторов конца прошлого и начала нынешнего века представили музыканты, записавшие альбом, – Ирина Стачинская (флейта) и Михаил Турпанов (фортепиано). В их исполнении прозвучали три сочинения – трагическая Соната для флейты и фортепиано памяти Д. Д. Шостаковича (1975) Геннадия Банщикова с разрушительной пассакальей для солирующего фортепиано (3 часть цикла) и болезненно-изломанными монологическими высказываниями флейты (4 часть), а также созданные два года назад, более демократичные по языку и позитивные по эмоциям, но от того не менее интересные опусы московских авторов – Соната для флейты и фортепиано Ивана Соколова и Серенада для флейты и фортепиано Дениса Хорова. Этот вечер подтвердил тезис Ирины Стачинской о том, что в наш век флейта – это концептуальный инструмент.
Две другие программы – камерная и симфоническая – позволили слушателям получить истинное удовольствие и колоссальное впечатление от блистательного исполнительского мастерства музыкантов, а еще и знакомства со скрытыми от непосвященного в тонкости флейтового искусства меломана возможностями инструмента. Диапазон тембрового богатства этой небольшой сверкающей серебряной или золотой дудочки в руках настоящих мастеров простирается от хрустальной прозрачности этнического звучания японской флейты-пикколо в сочинении Митио Мияги «Море весной» (в исполнении Александра Гагаринова и арфистки Галины Морозовой) до оркестровой мощи солирующего инструмента в лирико-патетическом Концерте Карла Рейнеке (солистка Ирина Стачинская), исполненном в заключительный вечер форума.
Фестиваль прошел в уютной, очень теплой, почти домашней атмосфере. Коллективным исполнением «Мелодии» Глюка в начале заключительного вечера музыканты отдали дань светлой памяти многолетнего художественного руководителя и главного дирижера АСО Нижегородской филармонии Александра Скульского.
Фестивальные программы подтвердили поражающую воображение флейтовую «географию» – от Франции и России до Японии и Америки, максимально раскрыли тембровую и образную многоликость инструмента в монохромных (флейтовые дуэты, трио, октеты) и политембровых составах. Ликование публики достигло предела, когда в финале праздника все участники фестиваля флейтовым tutti (восемь флейт) исполнили «Вечное движение» Иоганна Штрауса, символизировав непрерывность развития этого прекрасного инструмента и перспектив создания для него новой интересной музыки.