Многоэтажная опера События

Многоэтажная опера

В «Новой Опере» впервые в России поставили «Ванессу» Барбера

Спектакль Дмитрия Волкострелова открыл традиционный для театра Крещенский фестиваль. Здесь продолжают придерживаться стратегии, введенной когда-то его основателем, Евгением Колобовым, – пропагандировать малоизвестные произведения. Опера американского композитора Сэмюэла Барбера на либретто Джан Карло Менотти – как раз одно из таких. Ее первое исполнение прошло на сцене Метрополитен-оперы в 1958 году. Партию главной героини автор хотел отдать великой Марии Каллас, но прима, познакомившись с сочинением, отказалась. Премьерный состав, однако, все равно оказался звездным: Элеанор Стебер, Розалинд Элиас и молодой Николай Гедда. За пультом стоял сам Димитрис Митропулос. Тогда опера прошла с большим успехом, а Барбер получил за нее Пулитцеровскую премию. Но время триумфа было недолгим: после 1965 года следующее сценическое воплощение опера обрела лишь в 1997 году. С тех пор «Ванесса» весьма часто появляется на мировых сценах, но в России прежде никогда не ставилась. Что даже удивляет: музыка Барбера более чем доступна и близка нашему слушателю, ориентирующемуся прежде всего на свои эмоциональные впечатления. И доступность здесь совсем не случайное слово. Язык оперы Барбера для середины XX века выглядел несколько старомодно, но предельно демократично: он тонален. Понятно, что ноги неоромантической «Ванессы» растут из произведений Рихарда Штрауса, Джакомо Пуччини, но она абсолютно самоценное и самодостаточное произведение. Композитор показывает себя блестящим драматургом: в своей партитуре он находит идеальный баланс между чувственностью и настоящей трагедийностью. Действие развивается стремительно, динамично и лишь в финальном акте идет намеренное замедление времени. Сюжетно «Ванесса» обращена в прошлое: все происходит в загадочном поместье одной из северных стран в 1905 году. Либретто эффектно, впечатляюще. Ситуация любовного треугольника (Ванесса – Эрика – Анатоль), воплощенная создателями произведения очень драматично, здесь снабжена почти что фрейдистскими подтекстами, своеобразной символикой. Так, Ванесса, двадцать лет прождавшая своего возлюбленного Анатоля, встречается не с ним, а с его сыном-тезкой. Ее племянница Эрика, которую тот соблазнит, а потом быстро променяет на тетку, в финале оперы понимает, что теперь настала ее очередь ждать своего любовника. И таких закольцовок и положений здесь немало. Российский слушатель найдет прелюбопытную для себя ассоциацию в конце «Ванессы». Главная героиня отправляется в Париж с Анатолем, который стал ее мужем. Но, как и неназванный обманщик Раневской из «Вишневого сада», он точно так же оберет ее до последней нитки – в этом можно не сомневаться. Тут, в финальной сцене Ванесса очень трогательно, как и чеховская помещица, навсегда прощается со своим поместьем, с каждым его уголком (быть может, это сознательный оммаж либреттиста нашему Антону Павловичу?). Аурой Belle Epoque пронизано все произведение: ощущение надлома, полной утраты счастья и дальнейшей гибели, тоска по прошедшему гложет всех персонажей.

 

Режиссер спектакля в «Новой Опере» Дмитрий Волкострелов решил в «Ванессе» применить тот же прием, что использовал в своем «Евгении Онегине» в театре «Урал Опера Балет»: ввести в спектакль двойников основных героев, которых играют драматические актеры. Но тут он поступил еще более изобретательно, выстроив на сцене аж три сюжетных плана. Первый из них, нижний – съемка фильма про семью и жизнь Ванессы: здесь действие разворачивается в павильоне, оформленном в стиле модерн 1900-х (художник – Леша Лобанов). Причем оно развивается в формате обратной киносъемки: от конца к началу. Параллельно сверху на трех экранах – уже созданное немое кино с этими же актерами, которое постепенно, в нужном порядке, следуя за музыкой, рассказывает сюжет оперы. И третий план находится почти на одном уровне с кадрами снятого фильма. Это пространство некоего дома престарелых или психбольницы после окончания Второй мировой войны (ремарка режиссера), где обитают постаревшие и поседевшие герои оперы – Ванесса, Эрика, Анатоль, роли которых исполняют не актеры, а вокалисты. На протяжении двух часов им предписано петь практически недвижимо, не взаимодействуя друг с другом. Режиссер намеренно лишил певцов возможности показать себя с актерской стороны. По его замыслу, герои вспоминают свою молодость, те события, которые случились с ними, поэтому съемка фильма и само кино, вполне возможно, иллюзия, но может и реально произошедшая с ними история. Единственный человек, который соединяет два мира, – Доктор, в один из моментов спускающийся из верхнего пространства на съемочную площадку. И здесь впервые за весь спектакль наблюдается какое-то оживление действия. Тут, в начале второго акта, картинка из снятого кино начинает полностью совпадать с тем, что зритель параллельно видит на съемочной площадке. Два пространства, таким образом, на миг соединяются. Но после этих мгновений постановка снова возвращается в свое скучное, монотонное русло. Спектаклю явно не хватает конкретной концепции, которая могла бы спровоцировать яркие, интересные мизансцены или обеспечить индивидуальной характеристикой каждого из персонажей. Но в итоге в постановке господствует статичность и какая-то режиссерская индифферентность к сюжету и музыке. Плюс у зрителя возникают определенные трудности восприятия. Не зная либретто, он просто не понимает, что происходит на сцене, а разгадывать и следить сразу за тремя сюжетными линиями – та еще головоломка.

Ситуацию спасает гениальная музыка Барбера: именно она становится главным героем российской премьеры. Выдающаяся работа оркестра театра под руководством Андрея Лебедева достойна огромной похвалы за высочайшую степень погружения в материал. Опера композитора, полная дивных созвучий и пикантнейших тембровых деталей, расцвела, как роскошный цветок. Полностью соответствовал этому уровню и состав певцов. Плотное, но не утяжеленное сопрано солистки «Урал Оперы» Ольги Стародубовой (Ванесса) без проблем пробивало оркестр и покоряло оголенной, экзальтированной страстью. А Гаяне Бабаджанян (Эрика) показала юность и восторженность своей героини в первой части оперы посредством легкого, светлого звучания. Во второй части, рисуя эволюцию, произошедшую с девушкой, певица поражала абсолютно драматическим звуком, который излучал внутреннюю боль Эрики и даже некоторую агрессию. Солист Пермского театра оперы и балета тенор Карлен Манукян (Анатоль), несмотря на свой молодой возраст, порадовал отличной вокальной школой и удивительной регистровой свободой. Жаль, что режиссер использовал певцов только по их прямому назначению: эмоциональная отдача и по-настоящему вылепленный рисунок ролей точно усилили бы впечатление от музыки Барбера и самого спектакля в целом.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории