Моцарт без комплексов События

Моцарт без комплексов

Теодор Курентзис и musicAeterna исполнили в Москве две последние симфонии Моцарта и не только

В этот раз Теодор Курентзис сменил многофункциональное пространство зала «Зарядье» на академический, с 120-летней историей Большой зал консерватории. Здесь, конечно, бродилки особо не устроишь (хотя был случай, когда Теодор запустил флешмоб в фойе БЗК во время исполнения Рамо), стулья из партера не вынесешь. Зато акустика и интерьеры очень хороши для Моцарта.

«Зашло» сразу, как только дирижер крадучись появился на сцене, замер сбоку, между альтами и виолончелями, и дал ауфтакт. Трепетный начальный мотив Симфонии №40 – вполголоса, с мольбой и придыханиями, на жильных бесплотных струнах – обозначил манеру интерпретации: скорее барочную, чем классицистскую – с безвибратным звуком, «говорящей» фразировкой, всполохами крещендо и резким уходом на пиано. Абсолютно все, что происходило в музыке, дирижер не просто передавал жестом – он вытанцовывал, взывал, комиковал, грозил. Оттенков в его движении было столько же, сколько нюансов в моцартовской партитуре, – это был театр, но не одного актера, поскольку оркестранты также были вовлечены в эту игру.

Симфонии № 40 и 41 сочинялись летом 1788 года, и в них слышны отзвуки опер «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан», «мелькают» тени шалопая Керубино, вздыхающей Розины, кокетливой Сюзанны, безбашенного Дон Жуана. Сценический облик Теодора – дизайнерская черная жилетка с нашитыми сзади короткими фалдами, белая рубашка, узкие черные брючки, и сам он – подвижный, как ртуть, – чем не Фигаро, который и здесь, и там?

Второе отделение началось с Масонской траурной музыки – величественной, мрачно-торжественной, в которой духовые на подставках произносили эпитафию человечеству. После нее встык пошла 41-я симфония, разгоняя меланхолию. Начало симфонии Теодор продирижировал наизусть, свободно разгуливая по сцене, но затем вернулся к партитуре – чтобы показать, как много скрыто в ней интересного. То он фокусировался на длинных аккордах духовых, то в заключительной партии обнаруживались не замеченные раньше птичьи трели, а потом и вовсе зазвучал чистейший Вивальди с его знаменитой «грозовой» секвенцией. Зал наслаждался и искренне радовался каждой части, аплодируя от души. Дирижер, в свою очередь, использовал

ситуацию в свою пользу: после первой части и в Сороковой, и Сорок первой оркестранты настраивали инструменты, словно играли не Моцарта, а Малера (который, как известно, настойчиво рекомендовал делать пятиминутную паузу перед лендлером во Второй симфонии). Эта способность Теодора услышать в музыке одного композитора отголоски и предшественников, и потомков превращала фактуру в метатекст, в котором встречались прошлое и будущее, образуя причудливое настоящее. Поэтому медленная часть Симфонии № 41 обрела черты менуэта, соперничая с законным менуэтом в третьей части – церемониальным, с реверансами, щеголяя барочными штрихами и раздуванием звука на синкопах, словно Моцарт пустился путешествовать по Темзе с господином Генделем. Финал симфонии – финал всего концерта, и конечно, все самое бравурное, эффектное случилось в этой части, буквально напичканной фугато, имитациями, каноническими секвенциями, а в довершение всего – контрапунктом всех тем. Моцарт у Теодора Курентзиса прозвучал легко, непринужденно и очень убедительно, как будто дирижер передавал нам послание композитора, присланное сквозь столетия.

С этой программой musicAeterna и Курентзис отправились в турне: очаровывать жителей Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, а затем Мадрида и Барселоны. Думается, темпераментным испанцам придется по душе нехрестоматийный, но такой обаятельный, без комплексов Моцарт.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»