Тема неоконченных партитур композиторов прошлого периодически всплывает, когда речь заходит о творческих проектах, призванных «наладить» диалог между почившими мастерами и ныне живущими авторами, чье место в мировой музыкальной культуре еще не определено. Вспомнить, к примеру, свежий эксперимент, проведенный в 2023 году Теодором Курентзисом: возглавляемый на тот момент греческо-российским дирижером Оркестр Юго-Западного радио Германии заказал нынешним композиторам завершение четырех частей Десятой симфонии Малера. Есть опыты и иного порядка, принадлежащие к внедрению ИИ и исследованию его потенциала: в 2021 году нейросеть дописала неоконченную Десятую симфонию Бетховена. Впрочем, это примеры из мира академической музыки, обычно соблюдающей свою герметичность.
Но бывают исключения: два математика — Жерар Асенси и Ферран Реналиас, уроженцы Андорры и Каталонии — выпустили джина из бутылки, создав стратегическую настольную игру «Лакримоза», в которой игрокам предлагается завершить Реквием Вольфганга Амадея Моцарта. Для достижения цели участнику необязательно обладать композиторским талантом, здесь скорее пригодится тактическое мышление, способность правильно выстраивать приоритеты и эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы.
Адаптация биографии и наследия Моцарта в «Лакримозе» выполнена довольно занимательно, с опорой на исторический контекст, о чем можно судить даже по оформлению игрового поля: в центре размещена карта Западной Европы с указанием королевских дворов, а также городов, связанных с пребыванием в них Моцарта, — стартовой координатой выбран Зальцбург, его малая родина. Сюжетная завязка — смерть композитора, а все, что следует за ней, — ретроспективное изложение событий, затрагивающих два временных пласта. Реквием, оборвавшийся на полуслове, являет собой водораздел между ними. Первый подразумевает воспроизведение эпизодов из жизни Моцарта, второй касается досочинения партий заупокойной мессы.
Каждый из пяти раундов соответствует конкретному временному отрезку, и по ходу игры участники как бы вспоминают вехи творческого становления гения: вундеркинд-виртуоз, младший брат одаренной клавесинистки Марии Анны (она тоже присутствует здесь) превращается в создателя знаменитой оперной трилогии («Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины», «Дон Жуан»), концертов для солирующих инструментов с оркестром, камерной, симфонической и духовной музыки. При этом как персонаж — главная фигура «Лакримозы» — он принадлежит прошлому. «Присутствие композитора ощущается на всех уровнях, но игроки никогда не действуют от его имени», — поясняют Асенси и Реналиас.
Работа над Реквиемом оборвалась, и Констанца Вебер обратилась к друзьям своего почившего мужа — анонимным меценатам, роль которых берут на себя участники игры, чтобы они помогли закончить начатое. Поле Реквиема имеет пять больших разделов: Kyrie, Sequentia, Offertorium, Sanctus, Agnus Dei. В каждом прописаны соответствующие партии хора и групп инструментов. Чтобы заполнить лакуну в той или иной партии, необходимо произвести предписанные правилами действия, а также обладать средствами, чтобы оплатить услуги композиторов: Франца Ксавера Зюсмайера, Йозефа фон Эйблера, Франца Якоба Фрейштедтлера и аббата Максимилиана Штадлера.
Чтобы доказать свою преданность Моцарту, игроки стремятся получить очки престижа не только финансируя работу над Реквиемом, но также приобретая, исполняя и продавая партитуры. Чем крупнее форма произведения, тем большее количество дукатов (валюта «Лакримозы») нужно иметь в распоряжении для совершения сделки. Примечательно, что духовные опусы всегда стоят дешевле, никогда не приносят прибыли при исполнении, если не сочетаются с особыми бонусами различных карт, однако именно с мессами, как правило, связаны бонусы престижа. Побеждает самый щедрый благотворитель и верный друг Моцарта.
Стоит упомянуть о роскошном оформлении «Лакримозы» (графический дизайн Meeple Foundry) и том эстетическом удовольствии, которое испытываешь, когда берешь в руки личный планшет игрока и деревянные, идеально выточенные и прокрашенные фишки с изображением восьмушек. Несмотря на обилие компонентов, включая карты опусов, монеты-дукаты и прочие фишки, предусмотренные концепцией игры, все организовано предельно аккуратно и красиво.
Поклонники настолок получили российскую локализацию «Лакримозы» благодаря стараниям издательства GaGa Games из Санкт-Петербурга. «Мы не в первый раз работаем с играми на историческую тему, но обычно они все же посвящены военным конфликтам. В этот же раз вместо изучения геополитической ситуации конкретного временного периода нам пришлось погрузиться в биографию великого композитора — и это оказалось чрезвычайно интересно, — комментирует Ксения Рослова, директор по маркетингу GaGa Games. — Мы даже подготовили большую и подробную историческую справку совместно с Елизаветой Боковой — профессиональным музыкантом, выпускницей Санкт-Петербургской консерватории и академии Mozarteum в Зальцбурге. В процессе пришлось не только заглянуть во множество исторических источников, но и прослушать десятки произведений Моцарта, включая его ранние, часто не самые известные творения. Словом, работать над “Лакримозой”, а потом и рассказывать о ней покупателям было по-настоящему увлекательно».
Тема классической музыки, безусловно, главный фактор, обеспечивающий привлекательность этой настолки. И даже если ее творческая составляющая не всегда отвечает механикам игры, хотя каждая из них и обоснована сюжетно, невозможно свести все к последовательности ходов и отойти в сторону от личности Моцарта и размышлений о его колоссальном вкладе в мировое искусство. Особый микроклимат «Лакримозы» позволяет участникам на протяжении нескольких часов пребывать в нарративном поле XVIII века. А для усиления эффекта метаигры имеет смысл подобрать соответствующее музыкальное сопровождение и прослушать различные записи Реквиема, а также не самых популярных сочинений Моцарта. Собственно, создатели игры рассчитывали на это, так как задавались и просветительской целью тоже: «Наш продукт может быть интересен людям с большими музыкальными познаниями — тем, кто обращает внимание на достоверность и исторические нюансы, но в то же время мы хотели охватить и другую часть аудитории, которой чужда академическая среда. Возможно, “Лакримоза” пробудит у этих людей интерес к прослушиванию Реквиема. По крайней мере, нам хотелось бы на это надеяться».
Смелый эксперимент авторов игры оказался удачным, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы, так что ждем подобных «Лакримозе» адаптаций биографий других великих композиторов. Бетховен и Малер кажутся нам хорошими кандидатами.