Моцарт по «Плану Б» События

Моцарт по «Плану Б»

Постановка Così fan tutte в Зальц­бурге – оф- и онлайн

Как очевидец оперной премьеры «Так поступают все», показанной на второй день Зальц­бургского фестиваля в сокращенной версии дирижера Йоаны Мальвиц и режиссера Кристофа Лоя, корреспондент «Музыкальной жизни» Аделина Ефименко лишний раз убедилась, что трансляция не может восполнить и доли того переживания от реального спектакля и воссоздать неповторимую синергию живого звучания оркестра и солистов.

В трансляции теряется и целостное восприятие сценической интеракции. Эрзац-звучание плюс эрзац-представление продуцируют эрзац-феномен музыкально-театральной Weltbühne. Непоправимые потери ощущаешь особо остро, если live-stream включаешь на следующий день после пережитого live-спектакля. В трансляции обилие крупных планов не дает возможности охватить сцену целиком, мешает наблюдать за ювелирной актерской работой вокалистов. Движение, жестикуляция иногда теряют смысл без целостного охвата сценического пространства. А несовершенство цифровой аппаратуры, наверное, так никогда и не сможет достичь необходимого баланса между вокалом и оркестром. Тончайшая динамическая и темповая нюансировка, захватывающие переклички солистов, синхронное дыхание оркестрантов и вокалистов – все это в трансляции осталось если не потерянным, то приглушенным, если не полностью лишенным красок, то редуцированным и плоским. И если вокальные ансамбли при этом не утратили своей красоты и стройности, то соло, усиленные микрофонами и выдвинутые на первый план, частично потеряли свою гибкость и даже выявили некоторые шероховатости в интонировании. Особенно заметно это проявилось в партии Фьордилиджи.

Во время живого восприятия ничего подобного не происходило, напротив, четкая спаянность вокалистов с оркестром позволяла не только в полной мере насладиться тембровым разнообразием молодых голосов (Эльза Драйсиг – Фьордилиджи, Марианна Кребасса – Дорабелла, Богдан Волков – Феррандо, Андре Шуэн – Гульельмо, Леа Дезандре – Деспина), но и вызвать искреннее восхищение. Все было на своих местах – и полетная виртуозность, и искренность лирики (Богдан Волков идеально исполнил арию Феррандо Un’aura amorosa), и ясная артикуляция в речитативах, и изобретательность артистической импровизации, которой подыгрывал оркестр, изобилуя сменами темпов и неожиданными паузами. А главное, захватывающая своей витальной энергией включенность в интеракцию каждого из шести героев – комплимент минималистической режиссуре Кристофа Лоя!

Прекрасно озвучены были и полифония тембровых линий в ансамблях, и хор, вынесенный за кулисы. Даже сокращения в партитуре, вызванные вынужденным урезанием времени спектакля, воспринялись органично. Единственным опытным мастером сцены в юном ансамбле солистов был Йоханнес Мартин Кренцле – прекрасный певец-актер, звезда не только Зальц­бурга, но и Байройта. Мне, к сожалению, не удалось разгадать суть его образа в этой постановке, чтобы ответить на вопрос, почему он всегда со слезами на глазах инициирует шутку над молодыми влюбленными, подстрекая их к неверности. По-видимому, ответы придется искать в интервью режиссера или программном буклете.

Некий подтекст Кристоф Лой зашифровал и в изображенном на афише портрете Беренис Эббот работы американского фотографа-дадаиста Мана Рея. Эббот – тоже американка и фотограф, но женщина, которая впервые добилась славы и признания в этой мужской (по старой традиции) профессии. По-видимому, этим портретом режиссер намекнул не на героинь оперы Моцарта, а на свою коллегу по сцене Йоану Мальвиц – молодую, энергичную, не просто талантливую, но исключительную женщину-дирижера, номинированную вновь на звание «дирижер года – 2020» (получив этот титул уже в 2019-м, когда ей исполнилось 33 года). Кроме того, Мальвиц является первой женщиной, приглашенной в Зальц­бург – святая святых семейства Моцартов – с целью постановки главной продукции Зальц­бургского фестиваля – «Так поступают все». По «плану А» (до пандемии) Мальвиц должна была дирижировать восстановленной с 2018 года продукцией «Волшебной флейты» в версии Лидии Штайер. С вторжением пандемии родился и сработал «план Б». Мальвиц пригласили не только дирижировать, но и создать новую сокращенную редакцию оперы, с чем она блестяще справилась. Безусловно, сокращение оригинала моцартовской партитуры – вынужденная мера в условиях пандемии, чтобы сжать спектакль до двух часов с четвертью. Частично были сокращены хоры, речитативы, по одной арии у Деспины, Гульельмо и Феррандо. Безусловно, музыковеды всегда были и останутся оппонентами таких оперативных вмешательств в «живое тело» оригинальной партитуры. Но в защиту такой исключительной меры можно привести веский аргумент, связанный с именем второго оперного титана Зальц­бургского фестиваля 2020 года – Рихарда Штрауса.

Дирижер – Йоана Мальвиц

Как известно, партитура «Идоменея» привлекла внимание композитора в конце 1920-х годов. В 1931 году в Вене, ровно через 150 лет после премьеры оригинала Штраус создал собственную версию моцартовского шедевра: изменил либретто, порядок номеров, оркестровку. Так появилась новая партитура «Идоменея» – одна из самых необычных в истории мирового оперного театра. В ответ на критику своей редакции Штраус говорил примерно так: «Я знаю Моцарта в десять раз лучше, чем они (критики), и люблю его в сто раз больше». Композитор также самовольно переименовал и моцартовскую Электру в Исмену, не желая повторять имя героини собственной оперы. Правда, заказ на редакцию «Идоменея» поступил не от Зальц­бургского фестиваля, а из Венской Штатс­оперы. Дирижировал премьерой не просто маэстро Штраус, а соавтор Моцарта. Это хоть и другая история, но все же поучительная.

А история новой версии «Так поступают все» такова. Интерпретацию Йоаны Мальвиц критики не просто похвалили, но спели ей дифирамбы. «Вершина современного понимания моцартовской стилистики», «звездный час в деле интерпретации Моцарта», «она (Мальвиц) – сердце этой постановки», «изящная элегантность и нескончаемая энергия пульса музыки», «превосходные арки, продуманные наперед», «она дышит с певцами одним дыханием, вознося их на руках», «она феноменальна в музыкальном космосе Моцарта» – под всеми этими восторженными эпитетами, посвященными Йоане Мальвиц, уверенно могу поставить и свою подпись.

Оркестр Венской филармонии вместе с Йоаной Мальвиц стал не просто главным, но уникальным событием Зальц­бурга. Тот факт, что 100-летний юбилей ознаменовался одной из лучших за последние годы интерпретаций Моцарта– хороший знак, дающий надежду и уверенность как в успешном завершении, так и дальнейшем процветании выдающегося фестиваля. Как высказался легендарный итальянский режиссер Джорджо Стрелер, в свое время тоже ставивший «Так поступают все»: «Я хорошо знаю, что жизнь заключается в людях».