Моцарт у Данте События

Моцарт у Данте

Риккардо Мути и Маурицио Поллини – ​две мировые звезды, два старых итальянских друга открыли Тридцатый фестиваль в Равенне во Дворце Мауро де Андре, исполнив два концерта Моцарта – ​ми-бемоль мажор KV 449 и ре минор KV 466 в сопровождении Молодежного оркестра Луиджи Керубини.

Девизом юбилейного фестиваля организаторы выбрали фразу из «Божественной комедии» – «per l’alto mare aperto» (Inferno, песнь XXVI, стих 100) – «и я в морской отважился простор». Изначально в программе концерта значилась симфоническая поэма «Остров мертвых» Рахманинова, но ее почему-то заменили на «Болеро» Равеля, то ли решив сохранить оптимистический настрой (хотя сочинение Рахманинова так идеально монтировалось бы с Данте), то ли по другой причине.

Еще одним симфоническим шедевром стала концертная увертюра «Морской штиль и счастливое плавание» Мендельсона, которая логично открыла концерт, собравший во Дворце Мауро де Андре (где чаще проходят большие спортивные мероприятия) более двух тысяч слушателей. Концерты Моцарта были главной «начинкой» концерта, а «Болеро» завершало программу, в которой чувствовалась какая-то особая культурно-историческая драматургия под стать изощренно интеллектуальному настрою огромной программы Равеннского фестиваля. В этой драматургии без труда читалась идея Путешествия, вдохновленного, прежде всего, той самой «Божественной комедией»: путешествием буквальным – по морю в музыке Мендельсона, путешествием в глубины подсознания и психологию масс в «Болеро», путешествием в свое человеческое и музыкантское прошлое в музыке Моцарта.

Двух великих итальянцев зал-тысячник слушал, затаив дыхание, не нарушая тишину между частями несдержанными овациями, что не могло не восхищать и убеждать в том, насколько итальянцы чтят традиции и прекрасно понимают, что нет смысла хлопать дирижеру, который стоит к ним спиной. К тому же дирижер в тот вечер был не только предельно воодушевлен, но и не менее требователен и строг. Он остановил оркестр на первых тактах «Болеро», гневно обернувшись в зал, услышав, как кто-то посмел громко шепнуть соседу.

Мути и Поллини играют вместе давно, они – почти ровесники, с разницей в один год: урожденному неаполитанцу Риккардо сейчас 78, Маурицио, который родился в Милане, – 77. Но обстоятельства жизни и особенности профессии у каждого из них наложили отпечаток на их осанки. Мути выходил за пульт так, будто ему лишь 25 – бодрым шагом, с гордо поднятой головой, идеальной фактически балетной выправкой и фирменным орлиным взором. Поллини выходил к роялю ссутулившись, не стараясь скрыть нелегкую ношу возраста.

Уже своим выходом, демонстрацией своих персональностей они являли музыку жизни в контрапункте ее ритмов, тембров, фактур, темпераментов. И в музыке они играли каждый о своем. Поллини рефлексировал, Мути был порыв и воля. Глядя на Риккардо, думалось о том, как человек умеет подчинять себе Время. Слушая пианиста, возникали мысли о том, как время неумолимо и скоротечно. Маурицио Поллини вызывал размышления на тему эйджизма, феномена исполнительского долголетия. Вспоминались и Горовиц, и Менахем Пресслер с его поразительной, почти юношеской беглостью пальцев в его 90 с лишним лет. Поллини покорял не внешней, но внутренней, интеллектуальной составляющей звука, его эрудицией, меланхолией интонирования особенно в ре-минорном концерте, в котором они оба с Мути были единодушны с Моцартом в его философствовании на темы любимого реквиемно-донжуанного ре минора. В ми-бемоль-мажорном концерте Поллини беззаботно отдался юношеской стихии, хотя дистанция его рефлектирующего сознания остро ощущалась: пианист с высоты своих лет словно бы играл с малышами, у которых вся жизнь впереди, нет-нет, да пуская скупую слезу умиления перед восторгами и ожиданиями беспечной юности.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»