Моцарт в гостях у Чайковского События

Моцарт в гостях у Чайковского

В Музее-заповеднике Чайковского в Клину прошел ежегодный концерт с участием ГАСО России имени Светланова

Начало сентября для любого школьника и студента – это всегда тоскливое и непрошеное время года; наступает череда учебных будней, да и погода резко меняется, начинает капризничать. Но для студентов-первокурсников Академического музыкального училища при Московской консерватории в эти дни заготовлен особенный праздник. Еще в 1980 году его придумала легендарная Л. Л. Артынова: в один из первых дней сентября первокурсники и их наставники отправлялись на автобусах в подмосковный Клин. Там их и «причащали» к новой жизни: торжественно вручали студенческие билеты, устраивали концерты, прогулки по одному из лучших мемориальных музеев России в сопровождении старшекурсников. Теплая традиция продолжалась вплоть до 2003 года, а затем на некоторое время прервалась. Возродил обычай в 2012 году бывший воспитанник «Мерзляковки» Владимир Юровский.

И вот уже десятый раз в обряде посвящения участвует ГАСО России, взявший на себя творческую и организационную ношу в этом проекте. В этом году под управлением Дмитрия Юровского. Каждый раз коллектив удивляет новой нестандартной программой. Традиция продолжилась и в этом году, хотя в афише значились имена знаменитейших композиторов – Моцарта и Чайковского. Дмитрий Юровский рассказал о своем выборе произведений: «Когда речь зашла об этом концерте, то захотелось продемонстрировать студентам что-то такое, что можно услышать не каждый день. Ведь Вторая симфония Чайковского звучит достаточно редко. Кроме того, любопытна сама история этого опуса, ведь автор после успешного исполнения сжег партитуру и потом не просто восстанавливал ее по памяти, а писал заново! Самое печальное, что никто не заметил разницы, кроме него. К выбору программы я подходил исключительно с творческой точки зрения, ведь кроме этого у нас в программе есть такое неожиданное произведение, как Концертная симфония для скрипки, альта и виолончели. Первое исполнение в России! Это симфония-концерт для трех сольных инструментов, в которой Моцарт успел написать пятьдесят тактов с полной оркестровкой, а остальные восемьдесят тактов – это сольные отрывки. Поэтому композитору Джеффри Чингу пришлось оркестровать имеющийся материал, а потом делать что-то с двумя оставшимися частями. Получилось интересно».

Каждый любитель классической музыки знает, что Чайковский сочинял Вторую симфонию под впечатлением от украинской природы и украинских народных песен, одну из которых использовал в финале произведения. Кто-то услышит в его исполнении актуальные обертоны… Но маэстро Юровский поясняет: «Я очень люблю Вторую симфонию и не раз играл ее в Европе в последние годы. У Чайковского в каждой симфонии можно найти народные мелодии, и, честно говоря, кто до сих пор сильно задумывался над их принадлежностью: русские, украинские или белорусские эти песни? Сейчас я, конечно, понимаю, что любую географическую привязку можно истолковать превратно. Делать этого не надо, потому что в самом Чайковском живет много разного. Эта программа обсуждалась еще в прошлом году, до всего происходящего сейчас. В ней не стоит искать какие-либо намеки. Я очень не люблю смешивать профессии артиста и политика – это разное».

Нагулявшись по музею-заповеднику, первокурсники вошли в концертный зал в ожидании симфонического чуда. Само звучание Госоркестра сравнимо с настоящим волшебством, но и Концертная симфония – фактически «моцартиана» Джеффри Чинга (берлинского композитора китайского происхождения, родившегося на Филиппинах, получившего образование в США, а гражданство – в Великобритании) – создает необходимую для такого концерта интригу… Начало бойкое: нежное звучание струнных задает общий пульс, игривая и грациозная тема проводится у первых скрипок, с аккуратной и мягкой второй у гобоев и валторны. Это же наш старый добрый Моцарт! По окончании пятидесяти авторских тактов характер музыки немного меняется. Вроде бы все тот же Моцарт, но какой-то нарочито простой и нудный, невыразительный, с преобладанием общих форм движения. Смешением стилей сегодня никого не удивишь, тем не менее каденции солистов проецировали удивление на лица юных мерзляковцев: хроматические вихри пассажей не образовали химии со стилистикой венского композитора, несмотря на уверенную игру всех трех солистов (Алексей Гуляницкий, Антон Хлынов и Максим Тарноруцкий). Вторая часть получилась экспрессивной, отдаленно напоминающей музыку романтиков. Третья показалась бесконечно затянувшейся полькой. После концерта Джеффри Чинг рассказал о своем опусе: «Это произведение действительно очень важно для меня, потому что во время его мировой премьеры мы сотрудничали с Михаилом Юровским. И именно поэтому мне так важно побывать здесь, в его городе, Москве, работая с его сыном Дмитрием. Моцарт оставил лишь фрагмент первой части, но в некоторых своих деталях этот материал очень целостный и завершенный. Похоже, я первым попытался представить сразу три части этой симфонии. Так, вторая часть – это отрывок из Adagio Моцарта для скрипки и фортепиано, которое я аранжировал для трех солирующих струнных инструментов. Для третьей части я взял фрагмент струнного квартета, который, опять-таки, поражает проработанностью деталей. Создавая отсутствующую у Моцарта каденцию первой части, я решил приблизиться к моему собственному стилю и следовал собственному восприятию этого материала. Очевидно, что здесь я двигался в ином направлении, чем Моцарт, – более экстремальном и неожиданном».

Мощное звучание Второй симфонии Чайковского взбодрило публику, будто окатив ее ледяной водой. На сей раз на сцену вышел полный состав. Четкое и сфокусированное звучание этого коллектива, позволяющее прослушать каждый тембр, способность к самозабвенному музицированию до последнего аккорда поражают. Классическое произведение воспринималось на одном дыхании, как блокбастер, в исполнении не было ни капли вялости и мягкости. Разухабистый пляс финала звучал в зале даже после того, как музыка прекратилась, – его напевали новоиспеченные мерзляковцы. Слушая Чайковского в исполнении ГАСО, чувствуешь, что в небольшом концертном зале этим двоим мало места. Маленькое помещение с трудом выдерживало такой шквал энергии!

На этом «гастроли» Госоркестра в Клину не завершились. Вечером «прогремел» еще один концерт – на сей раз для интеллигентных клиновчан. Приятным бонусом для местных жителей стало появление в программе бетховенского «Эгмонта», который прекрасно дополнил компанию Моцарта – Чинга и Чайковского.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии