Моцарт жив События

Моцарт жив

Моцартовская неделя, Mozartwoche, в Зальцбурге – «старинный» фестиваль (проводится ежегодно с 1956 года), который до последнего времени был не таким охватным и престижным, как главный, летний, и два межсезонных – Пасхальный, сосредоточенный на музыке вокруг Вагнера, и Троицын, ориентирующийся на музыку XVIII–XIX веков. Но теперь, когда интендантом стал легендарный тенор и скромный режиссер Роландо Вильясон, неделя превратилась в Неделю и проходит с большим шиком. Конечно, как и прежде, тут задействованы Венские филармоники и оркестр Les Musiciens du Louvre под управлением Марка Минковского. Но сам «наворот событий» стал больше похож на летний фестиваль, когда в один день можно попасть по очереди на три выдающихся концерта.

Я и раньше бывал на Моцартовской неделе и никогда не забуду «Идоменея» в концертном исполнении с участием Иэна Бостриджа. Великий певец всю оперу пропел за своего Идоменея как будто не в голосе, как будто в стрессе (но он по роли и должен быть в стрессе, потому что герою надо убить своего собственного сына). А вот заключительную арию Torna la pace al core, которая звучит после разрешения всех конфликтов, Бостридж спел на большом взлете, демонстрируя тогда ему доступные средства виртуозности.

В этот раз мне удалось провести в Зальцбурге два дня, и они не обошлись без больших впечатлений, обладающих долгим послевкусием.

Первый номер моей программы – «Мессия» Генделя в редакции Моцарта, постановка Роберта Уилсона, оркестр Les Musiciens du Louvre под управлением Марка Минковского, венский Philharmonia Chor. Что касается моцартовского воздействия на музыку Генделя, то тут надо обращаться к дирижеру, который в таких делах хорошо разбирается. Мне показалось, что для Минковского это влияние не стало «делом жизни», и он больше дирижировал «привычными поворотами» великой музыки. И вышло это у него столь же впечатляюще, как, скажем, исполнение си-минорной Мессы Баха в Сантьяго-де-Компостела. Потому что не только его «родной» оркестр, но и умелый хор, и чудесные солисты существовали в единой среде, творимой властным дирижером. Солисты – тут можно говорить о каждом в отдельности. Елена Цаллагова своим сияющим, летящим к небесам голосом отыграла все возвышенные пристрастия своего сопрано. Вибке Лемкуль, которую я заметил в Байройте, обошла все владения альта с крупным хозяйским жестом. Ричард Крофт сыграл и спел своего джентль­мена захватывающе просто. А бас Хосе Кока Лоса, наоборот, воплощал что-то более «инфернальное», но в позировках не пережимал.

Les Musiciens du Louvre и Марк Минковский

Я написал про Крофта – сыграл. Но тут, наверное, нужно какое-то другое слово. Потому что на сей раз «минималистическая» режиссура Роберта Уилсона оказалась скорее хореографической установкой, чем интерпретационным инструментом. В «Мессии» нет сюжета и интриги, у Уилсона ничего этого тоже нет. Но его композиции, красивые и элегантные сами по себе, тут существуют как будто отдельно от музыки. Так случается у этого великого мастера сценической иллюзии. Мы отдельно балдели от музыки – и разгадывали «скрытые смыслы» уилсоновских построений. В одной из галерей Зальц­бурга можно было посмотреть эскизы Уилсона к «Мессии». Как бы это сказать помягче, ничего нового в наше восприятие эти «почеркушки» не внесли. Это не снижает веса выдающегося художника в театральном мире, но показывает определенные ограничения, которые ему предъявляет контекст. Многие «приколы» в «Мессии» остаются как будто ни при чем, мы радуемся им как таковым, отдельно от музыки и от театра.

А в отношении музыки можно сказать, что Минковский (который и Генделя, и Моцарта знает по косточкам) все же пытался уйти в поздний XVIII век, как будто меряя все мессами Моцарта. Получилось как будто драматичнее и острее, хотя абстрактные построения Уилсона отвлекали наше восприятие, гасили горячие импульсы от Минковского.

На концертах в большом зале Моцартеума происходило нечто более безусловное. Потому что оркестр Моцартеума под руководством Риккардо Минази (это я обнаружил еще на летнем фестивале) играет сногсшибательно хорошо. Кончилось тягомотное и вялое обслуживание старомодной публики, с Моцартом пошел разговор напрямую. И на Неделе Моцарта концерт снова зарядил оптимизмом. Минази просто колдовал, шаманствовал. И сопрано Джулия Семенцато пленяла прежде всего образными находками, и знаменитый валторнист Радек Баборак такое вытворял на своем, казалось бы, не самом затейливом инструменте, что общая картина превращалась в тщательно выстроенный ослепительный пейзаж. И симфония, вышедшая из-под пера четырнадцатилетнего подростка Вольферля, рифмовалась с другой симфонией, которую он написал, повзрослев на два года, так хитро и так броско, что внутренние швы красивого пейзажа оказывались тоже тщательно продуманными. Вот разве что участие завзятого ветерана Моцартовской недели американского пианиста Роберта Левина не принесло радости (F-dur-ный клавирный концерт): в зал вошла старая идея «раскрасивленного» и уж слишком рококошного Моцарта, которой тут давно не место.

Риккардо Минази

Там же играл свой дневной концерт и клавесинист Кристиан Безёйденхаут. Места продавали только в партере, на балконе, ближе к сцене, в первом ряду торжественно (или скорее по-домашнему) сидел интендант фестиваля Роландо Вильясон. Поэтому его радиопредупреждение о выключении мобильных на двух языках, немецком и английском, с одинаково приятным испанским акцентом в обоих, вызывало в зале умилительную улыбку и аплодисменты. В конце «краткой речи» Вильясон заявлял, что для всех нас «Моцарт жив». И мы с ним соглашались! Потому что Безёйденхаут и вправду увозил нас, как на каком-то небесном лифте, без тормозов и ограничений, в пространство, где собственно музыка уходит на задний план. В духовных упражнениях важно отключаться от самого себя повседневного, включенного в действительность, уходить в разреженную среду, как будто высоко в горах. Вот это самое и делает с нами игра Безёйденхаута. Он играл две сонаты Моцарта, одно рондо и одну фантазию. И тут не важно было, что он делал чисто пианистически. Потому что звуки его хаммерклавира превращались в шаманские пассы. Минази нас только чуть-чуть мазал по губам «тем пространством», а клавесинист брал за руку и вел крутой тропой над обрывом. Скажу честно, мне нужно было долгое время, да еще полчаса сна, чтобы возродить себя для вечернего мероприятия.

А оно происходило уже в Большом зале Фестшпильхауса. Играли Венские филармоники, дирижировал и играл на рояле Даниэль Баренбойм. Поначалу исполнили так называемую «Гран-Партиту» для двенадцати духовых и контрабаса. Солисты играли великолепно, четко, слитно, но впечатления по части содержания не оставили никакого. Потом Баренбойм сыграл ля-мажорный клавирный концерт KV488, нота к ноте, пассаж к пассажу, но только лично меня все это никак не тронуло. Скорее миловидно, чем серьезно. И Хаффнер-симфония разлилась, конечно, своими дивными мелодиями по залу, как шлейф королевы. И в конце публика устроила бешеную овацию. И людей-то тут было больше двух тысяч! Но вы поняли, что душа моя так и осталась на той тропке над пропастью, куда меня днем увел Безёйденхаут.

Вильясону приходится совмещать старое и новое, отживающее и нарождающееся. И на следующем фестивале, программа которого уже опубликована, умело соединены «все углы вселенной».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»