Резонным и открытым все-таки остается вопрос: почему увиденный гала был приношением именно Петипа, а не, например, современной хореографии? Четырехчасовой данс-марафон в двух отделениях вмещал в себя двадцать номеров, четыре из которых – в авторстве Петипа и семь поставлены известными современными хореографами. Кроме этого, были представлены сочинения Льва Иванова, Виктора Гзовского, Василия Вайнонена, Джорджа Баланчина, Ролана Пёти, Джона Крэнко, Кеннета Макмиллана, Рудольфа Нуреева. Вечер без концепции, некий «гала-винегрет», но поистине грандиознейший, с участием блистательных танцовщиков – мировых звезд балета от самых молодых до «священных чудовищ», переваливших за свои 40 и 50. Событие исключительное и, несомненно, историческое.
Почетно были заняты в дуэтных номерах артисты Большого театра: примы Светлана Захарова, Ольга Смирнова, Анастасия Сташкевич; премьеры Артем Овчаренко, Семен Чудин, Вячеслав Лопатин, Михаил Лобухин; ведущая солистка Кристина Кретова; ведущие солисты Артемий Беляков, Игорь Цвирко; первая солистка Дарья Хохлова; первый солист Якопо Тисси; солистка Алена Ковалева; артистки балета Маргарита Шрайнер, Анастасия Денисова, а также еще восемнадцать артистов, которые обрамляли солистов в финальном гран па из «Раймонды».
Вечер открыли высокие и красивые Алена Ковалева и Якопо Тисси. Эти молодые перспективные артисты, премьерские звания у которых не за горами, элегантно станцевали адажио из «Бриллиантов».
Па-де-де из «Талисмана» стало фейерверком технической свободы во вдохновенной интерпретации Анастасии Сташкевич и Вячеслава Лопатина. Перевоплощаясь в Бога ветра, Лопатин действительно пронесся над сценой с силой настоящей стихии. Он же стал лучшим исполнителем классики на концерте: в его танце сочеталось все самое ценное, что есть в истинном балетном мастерстве, и его приношение Петипа было самым значимым. Ярко запечатлелось выступление Артемия Белякова, изысканно парившего райской птицей в вариации из «Спящей красавицы». Заурядный номер на великую музыку Вагнера из «Тристана и Изольды» (оркестровое переложение «Liebestod») с полной отдачей, на максимуме своих пластической выразительности и силы чувств представили Светлана Захарова и Михаил Лобухин.
Наталья Осипова, Ольга Смирнова, Артем Овчаренко и Владимир Шкляров появились в вечере дважды, сменив партнеров. Москва давно не видела свою любимицу Осипову, которая заметно изменилась, продемонстрировала прогресс на ниве современной хореографии. В дуэте из балета Сиди Лярби Шеркауи «Кутб» она со своим потрясающе чутким партнером Джейсоном Киттельбергером показали, что человек и индивидуален, и слитен с другим. Весь гибкий рисунок Киттельбергера представлял единую бесконечную музыкально-пластическую фразу, при этом ему удавалось ненатужно почти весь номер не выпускать из рук партнершу, которая оказывалась у него то на спине, то на животе, то на шее. Однако было очевидно, что танцовщики родом из разных хореографических миров: они существовали все-таки в параллельных пластических реальностях. К сожалению, и индивидуальность Осиповой здесь не использована, на ее месте легко представить и иную исполнительницу. Второй дуэт из «Манон» Осипова с Владимиром Шкляровым исполнили по-молодежному задорно, без всяких англо-французских изысков.
Ольга Смирнова чувствовала себя заметно свободнее с Фридеманом Фогелем в дуэте из «Онегина», нежели с Семеном Чудиным в гран па из «Раймонды». В образе Онегина Фогель не поразил, но своим партнерством дал возможность Смирновой полностью раскрепоститься и представить свое лучшее исполнение сцены «Сна Татьяны».
Артем Овчаренко был порывист с эмоциональной Кристиной Кретовой в дуэте из «Нуреева» Юрия Посохова и корректен с Сэ Ын Пак из Парижской оперы в Pas d’Auber. Корейская техничная балерина фиксировала каждое па чеканно, сухо и иногда с видимым усилием, как дисциплинированный солдат, а Овчаренко своей излишне мягкой манерой сглаживал ее жесткий рисунок.
Питерский десант из «дома Петипа» дополнил общую картину гала. Екатерина Кондаурова и Юрий Смекалов под музыку Моцарта показали со славянским акцентом дуэт из «Парка», некую французскую эротичную штучку, сочиненную Анжленом Прельжокажем. Виртуозная Виктория Терешкина, на сегодня балерина номер один в Мариинке, исполнила па-де-де Чайковского–Баланчина с залихватски напористым Владимиром Шкляровым. Олеся Новикова и Леонид Сарафанов па-де-де Принцессы Авроры и Принца Дезире из «Спящей красавицы» подали в стиле, по всем канонам академической строгости, но чуть пресно, не хватило живой интонации в их выступлении.
Французские этуали с прекрасной выучкой Людмила Паглиеро и Матиас Эман чрезвычайно неудачно станцевали па-де-де из «Дон Кихота» в анафемски сложной и каверзной редакции Рудольфа Нуреева.
Успех же вечера определили могикане балета. Люсия Лакарра и Марлон Дино завороженно погружались в белое адажио из «Лебединого озера» в хореографии Льва Иванова. Лакарра позволяла смаковать и наслаждаться изысканнейшей лепкой ее стоп, рафинированным балеринством, проникновенным слиянием с музыкой и глубиной ее восприятия и пластического воплощения. Лакарра не только первоклассная классическая балерина, но и выдающийся интерпретатор современной хореографии. «Закрученная спираль» Рассела Малифанта на музыку Макса Рихтера представляет собой единодыханный танцевальный поток, филигранно передающий невообразимые возможности любого вращения. Опус поставлен на незаурядное пластическое мастерство Лакарры, на ее умение рождать кантилену движения и на недюжинную выносливость и завидные партнерские качества Дино. Сложносочиненные поддержки с непростыми переходами балерины на плечо танцовщика и с плеча, сползая вниз и обвивая его тело, были исполнены безупречно, а неостановимые, как волна, спиральные закручивания создавали полную иллюзию бесконечного движения.
Экс-этуали Парижской оперы Изабель Герен и Манюэль Лёгри в дуэте из «Рандеву» Ролана Пёти на музыку Жозефа Косма поведали трагическую историю о роковой любви: возлюбленная оказывается смертью, которая острой бритвой в макабрическом вальсе перерезает герою горло. Артисты восхитили не только отличной танцевальной формой, но и глубоким психологизмом. В номере «Прощальный вальс» Патрика де Бана на музыку Фредерика Шопена и Владимира Мартынова Герен и Лёгри позволили ностальгически окунуться в эпоху нуреевских этуалей. Изумительные стопы балерины, высокоскоростные шене танцовщика, чистота исполнения, а также внутренняя трепетность и абсолютное погружение в музыку, танец и смысл происходящего – все это абсолютно заворожило вкупе с сюжетом, пронизанным просветленной чистотой воспоминаний и печалью расставания с прошлым.
Снова вернувшаяся на сцену после официального завершения карьеры Алессандра Ферри продолжает приводить в восторг своих поклонников. В тягучем, почти медитативном и эротичном номере «После дождя» Кристофера Уилдона на музыку Арво Пярта балерина выступила с надежным партнером чувственным Марсело Гомесом. Точный каллиграфический рисунок грамотных ног, пикантная и умная акцентировка нюансов, законченность каждой фразы рукой или позой подчеркивали и ту красоту, что сквозит в душевном строе, и выражение искренности чувств, а зрелая женственность преображала диалог мужчины и женщины в психологический ноктюрн взаимного влечения в прелюдиях и постлюдиях.
Эти чудесные впечатления, однако, смешивались с мыслями о том, что Большой недавно так красиво отметил юбилей Рудольфа Нуреева, а к 200-летнему юбилею Мариуса Петипа, который привлекает и кормит балетное сообщество уже более полутора столетий, почему-то подошел формально, и это-то при сегодняшней моде на реставрации.
Правда, Большой в этом сезоне возобновил «Коппелию» и возвращает к жизни «Дочь фараона», и пусть это будет нечто по мотивам Петипа и не совсем совпадает с ним, но вполне достойно сцены Большого.