Молодые руки – львиные лапы События

Молодые руки – львиные лапы

В августе на руководящие должности в сфере культуры назначили несколько «молодых специалистов»

Последний месяц лета уже не первый год оказывается довольно непредсказуемым, если не сказать неспокойным: многие ключевые геополитические события приходятся именно на август. В искусстве, напротив, подобной «событийной концентрации» не было уже давно.

Какую проблему требовалось решить? С тех пор, как после 24 февраля 2022 года некоторые руководители, преимущественно дирижеры, по разным причинам оставили свои коллективы или оказались сняты с должностей учредителями, «горячиться» и сразу искать замены никто не хотел. Относительно быстро было принято только три принципиальных решения. Сначала Александра Рудина попросили возглавить Российский национальный оркестр, которым ранее управлял Михаил Плетнёв; затем директора Московского концертного зала «Зарядье» Ольгу Жукову заменили на Ивана Рудина. И главное, в Большой театр пришел Валерий Гергиев, сохранив за собой пост гендиректора Мариинки и практически реализовав тем самым давно витавшую в воздухе идею объединения императорских театров.

В числе «обезглавленных» оставались, прежде всего, ГАСО имени Светланова, покинутый сначала Владимиром Юровским, а следом и Василием Петренко, а также МГАСО, от руководства которым отказался Павел Коган. Профессиональное сообщество с самого начала обсуждало, что для организации адекватных замен в России осталось мало именитых и опытных музыкантов старшего поколения, к тому же почти никто не стремился нагрузить себя сверх привычной нормы, и поэтому стало понятно, что хорошо бы сделать ставку на талантливую молодежь. Удивительно, но факт: в нашей стране как раз сформировалось новое перспективное дирижерское поколение. Иван Никифорчин, Филипп Селиванов, Алексей Рубин, Федор Безносиков – двое из этого далеко не полного списка нынешним августом буквально друг за другом получили хорошие должности. 37-летний Алексей Рубин, выпускник Санкт-Петербургской консерватории и штатный дирижер «Новой России», не раз и не только с этим коллективом проявивший себя как грамотный музыкант, возглавил Государственный симфонический оркестр Челябинской области: здесь стечение обстоятельств и никакой политики – 19 февраля 2024 года умер бессменный художественный руководитель образованного пять лет назад оркестра Адик Абдурахманов. А вот 29-летнему Ивану Никифорчину доверили взять на себя ответственность за судьбу МГАСО – «молодой специалист» руководит им же созданной камерной капеллой «Академия Русской Музыки» и недавно стал лауреатом Международного конкурса имени Рахманинова, благодаря которому, кстати, новое дирижерское поколение на наших глазах и выкристаллизовалось. Естественно, многим любопытно узнать, не приходится ли Ивану испытывать со стороны оркестрантов пренебрежительное к себе отношение в силу молодого возраста. На этот вопрос он уже ответил в интервью Евгении Кривицкой для «Музыкальной жизни»: «За молодость мне никогда не мстили, скорее наоборот. Да и что за молодость на пороге тридцатилетия? Это уже не подступы к жизни и профессии, это сама жизнь в полном ее развороте».

Максимально «жарким» августовским днем стала последняя среда – 28 число. Министр культуры РФ Ольга Любимова с разницей в пару часов сообщила сначала о неожиданной смене руководителя Госхора имени Свешникова, а затем обнародовала вполне предсказуемое решение по Госоркестру имени Светланова. Что касается Госхора, после уже почти забытых минкультовских разборок с компетенцией прежнего руководителя «свешниковцев»  Евгения Волкова, коллектив зимой 2020 года отдали худруку Капеллы имени Юрлова Геннадию Дмитряку, который почти четыре года совмещал работу с двумя хорами и нельзя сказать, что был этому не рад или «разрывался». Уровень Госхора при нем заметно улучшился, образ и индивидуальное звучание при этом сохранялись, публике представляли качественные программы. По сведениям «Музыкальной жизни» для самого маэстро стало сюрпризом, что он опять остается только с Капеллой. Однако новый руководитель Екатерина Антоненко (39 лет) имеет безусловный авторитет в хоровой среде, поэтому смело можно возлагать большие надежды на новую продуктивную веху в истории Госхора. Особенно важно, что Екатерина заработала авторитет не только мировым уровнем своего ансамбля Intrada, но и серьезным успехом в качестве хормейстера Пермской оперы – по нашей информации, от этой должности сейчас она будет вынуждена отказаться.

Ситуация с ГАСО имени Светланова, наверное, была одной из самых сложных. Когда стало известно, что вскоре оркестру представят нового худрука (параллельную должность главного дирижера в данном и ряде других случаев почему-то упразднили), «предсказания» не заставили себя ждать. Предполагалось, что оркестр, которым десять лет руководил Владимир Юровский, теперь возглавит его брат – оставшийся на родине и в последнее время интенсивно выступавший с ГАСО Дмитрий Юровский, но, видимо, два подопечных театра, Новосибирский и Красноярский, маэстро «не отпустили». Многие надеялись, например, что назначат крупнейшего специалиста по современному репертуару Федора Леднёва, что было бы логично и для всех полезно. Обсуждалась также фигура Александра Лазарева, который скоро отметит 80-летие, но до сих пор остается в хорошей форме и дирижирует. По неподтвержденным, но правдоподобным кулуарным слухам, Минкульт все же приглашал маэстро возглавить Госоркестр, но Александр Николаевич выдвинул принципиальное условие, чтобы за коллективом наконец-то закрепили постоянную репетиционную базу и не где-нибудь, а в Большом зале Московской консерватории. Судя по всему, никто на это не пошел. Также среди кандидатур на пост худрука ГАСО был Филипп Чижевский (39 лет) – и как только эта фамилия появлялась в поле зрения «рассуждающих», почему-то сразу большинству интуитивно становилось понятно, что выберут именно его. И ни одно назначение последних лет, даже такое громкое и беспрецедентное, как было в случае с Валерием Гергиевым, не было встречено с такой долей сомнений и критики. Хотя, если вспомнить историю, кого у нас только не критиковали. Время покажет, правильно ли сейчас расставляются игроки на шахматной доске нашей концертной жизни.

Абсолютно все, что сейчас происходит, объять невозможно, но «августовская картина» будет неполной, если не коснуться перестановок в самом Минкульте, где произошла замена статс-секретаря Надежды Преподобной на Жанну Алексееву, которую пока рано комментировать, и в других коллективах, преимущественно региональных. В Ярославской филармонии откровенно «ушли» на пенсию дирижера Мурада Аннамамедова, тридцать лет достойно возглавлявшего ЯАГСО: сначала его освободили от должности главного дирижера, оставив при этом худруком оркестра, а затем взяли и просто ликвидировали позицию худрука в штатном расписании. На днях стало известно, что Ярославский оркестр теперь возглавит известный дирижер Василий Валитов. Другая российская филармония, Красноярская, осталась без генерального директора тоже не совсем привычным образом. Евгений Стодушный, увольняясь по собственному желанию, сослался на личные обстоятельства и честно сказал в интервью Антону Дубину для нашего журнала, что его «программа развития реализована», а выход на новый уровень требует финансирования, которое бюджет региона сейчас не предоставляет. Пост генерального директора в соседней Новосибирской филармонии после полутора лет работы в этом же самом августе по не совсем ясным причинам покинула Ирина Устинова. Получается, минимум две престижные вакансии остаются открытыми – возможно, и здесь найдутся подходящие «молодые руки», хлестко и отчасти двусмысленно сравниваемые в известной пословице с «львиными лапами». Поживем – увидим!

Трусишка зайка серенький События

Трусишка зайка серенький

Самарский оперный театр показал в Москве оперу «Как заяц страх победил»

Тишина… Беззвучие… Покой События

Тишина… Беззвучие… Покой

Самарский театр привез «Мастера и Маргариту» на Историческую сцену ГАБТ

Преступный царь Борис в Бурятской опере События

Преступный царь Борис в Бурятской опере

В Улан-Удэ показали новую редакцию шедевра Мусоргского

Давай закурим, товарищ, по одной События

Давай закурим, товарищ, по одной

В Пермском оперном театре поставили «Пиковую даму»