Молодые звезды в Забайкалье События

Молодые звезды в Забайкалье

В Улан-Удэ прошел зимний фестиваль «Созвездие молодых»

Идея собирать в дни зимних каникул выпускников бурятского Колледжа искусств имени П. И. Чайковского, обучающихся в лучших консерваториях России музыкантов, возникла в 1970-х годах. Поддержанный Министерством культуры Бурятии фестиваль «Созвездие молодых» выполняет важную роль развития культуры и академической музыки в далеком от столицы регионе. Для молодых артистов фестиваль – прекрасный повод показать свое искусство, в том числе на большой сцене оперного театра, а для их педагогов и поклонников – возможность увидеть творческий рост и развитие.

В этом году в рамках фестиваля прошло три концерта. Два из них были камерные: студентка Московской консерватории пианистка Карина Тумурова представила сольную программу от Моцарта до Мессиана, а выпускница Казанской консерватории флейтистка Софья Алексеева провела музыкальное путешествие по странам и эпохам. Заключительный гала-концерт с участием симфонического оркестра под управлением народного артиста Республики Бурятия Владимира Рылова прошел на сцене Бурятского театра оперы и балета  имени Г. Цыдынжапова и стал настоящим праздником, в котором органично нашлось место и признанным классикам, и современным бурятским композиторам, присутствовавшим в зале.

Гала-концерт открылся третьей частью Второго фортепианного концерта Бетховена, исполненного студентом Дальневосточного института искусств Иваном Черенцовым.  В своей игре он подчеркнул моторику и задор юного Бетховена, а оркестр, по-театральному остро выделяя контрасты, добавил динамики и мощи музыке венского классика. Следующие два номера были посвящены юбиляру нынешнего года, Сергею Васильевичу Рахманинову. Первая часть созданного им за рубежом Четвертого фортепианного концерта прозвучала в исполнении Карины Тумуровой, пианистки интеллектуального склада, в диалоге с дирижером и оркестром показавшей красоту формы этого не столь часто играемого произведения, в котором за внешне сдержанными эмоциями скрыта внутренняя боль и тоска. На бис Владимир Рылов попросил Карину сыграть «Рождество» из цикла Оливье Мессиана «Двадцать взглядов на младенца Иисуса»: изображенный в этой пьесе французским автором колокольный звон стал рифмой к музыке Рахманинова, чей знаменитый Второй фортепианный концерт завершил первое отделение вечера. Солировала студентка Московской консерватории Раминта Шличайте, сделавшая в своей интерпретации акцент на лирике, в мелодических переливах и пассажах звучала больше нежность и трепетность, по достоинству оцененные поклонниками артистки, буквально усыпавшими девушку цветами.

Второе отделение представило пеструю палитру стилей и составов. Начавшись с первой части Концертной симфонии для скрипки и альта Моцарта, с большим вдохновением исполненной артисткой оркестра Бурятского оперного театра Анастасией Давиденко и студентом Петрозаводской консерватории альтистом Валентином Шагжиевым, программа устремилась в XX век. Два номера для духовых камерных составов, переложение для деревянных духовых и валторны трех фортепианных прелюдий Дебюсси и первая часть Сонаты для квинтета медных Эвальда, показали, что в колледже искусств – сильная школа духовых, способных играть чисто, в нужной динамике и с нужными штрихами. В российских реалиях подобный уровень встречается не так уж часто. Бурные аплодисменты вызвало «Анантанго», сыгранное на баяне ассистентом-стажером Новосибирской консерватории Алексеем Петряковым. Два вокальных сочинения представили разные направления развития современной музыки в Бурятии. Одно из них связано с местным фольклором («Три бурятские народные песни» Татьяны Андриевской), а второе – с романтической хоровой традицией. «Рождественская песня» Виктора Усовича на стихи Ирины Афонской, исполненная женским хором Колледжа искусств в сопровождении оркестра под управлением Майдара Дамбаева, стала настоящей лирической кульминацией концерта, мелодия у флейты, мерцание колокольчиков и таинственные пиццикато струнных очень точно совпадали с текстом («Снег идет на Рождество, падает, как милость Божья»). Ну а завершился вечер настоящей театральной сценой – разыгранными фрагментами из оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина, отметившего в декабре прошлого года 90-летний юбилей. В исполнении молодых артистов первый оперный опус Щедрина, созданный уже больше шестидесяти лет назад, захватил публику своей немеркнущей свежестью, задором и одновременно горькой иронией и тоской по сильным чувствам. Игравшая председателя колхоза Варвару Васильевну Ольга Жигмитова мастерски передала через знаменитые частушки всю бурю эмоций, терзающих героиню, которую угораздило влюбиться в молодого паренька. Сольный номер продолжился массовой сценой, в которой приняли участие одетые в соответствующие костюмы солисты театра, а также учащиеся вокального отделения Колледжа искусств. Действо выглядело как настоящий режиссерский эскиз к будущей постановке, которая, как знать, может, еще появится в Улан-Удэ –  городе с историей, традициями и особым вниманием к музыкальной культуре.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»