Monteverdi. Anima Dolorosa</br>Il quarto libro de madrigali</br>Collegium Vocale Ghent</br>Philippe Herreweghe</br>Alpha Релизы

Monteverdi. Anima Dolorosa
Il quarto libro de madrigali
Collegium Vocale Ghent
Philippe Herreweghe
Alpha

Частый гость и друг России Филипп Херревеге хорошо известен как выдающийся интерпретатор старинной музыки с широчайшим стилевым диапазоном. Его трактовка духовных шедевров Баха признана во всем мире, но и состоявшееся пять лет назад в Московской филармонии исполнение «Вечерни» Монтеверди произвело грандиозное впечатление. Критики немедля окрестили эту интерпретацию «безупречной». Нечто похожее хочется сказать и о новом альбоме мастера.

Между тем обращение к Четвертой книге мадригалов того же Монтеверди (1603) – новый шаг в творчестве артиста. К такому репертуару он прежде не обращался: эротичная маньеристская лирика для пятиголосного вокального ансамбля. В этом сборнике Монтеверди отдает первую дань моде на поэзию Гварини, охватившей в то время Италию. Сцены из трагикомедии «Верный пастух» и просто стихотворные монологи влюбленных… Запретная и безнадежная страсть воспламеняет сердца воображаемых героев, но излияния их чувств отнюдь не безыскусны: прощаясь навсегда, оплакивая собственные страдания и холодность своих прекрасных идолов, смакуя робкие признания в ответном чувстве, они неистово стремятся к заветной цели. Ведь слово – главное и даже единственное оружие, принятое на поле виртуозных любовных сражений.

Монтеверди позаботился о том, чтобы подчеркнуть экспрессию слов острыми диссонансами, и был даже порицаем за излишние «вольности». Пройти мимо подобных деталей музыкального текста не может ни один из интерпретаторов. Херревеге в этом мире крайностей удалось нащупать «золотую середину»: его ансамбль далек и от академизма, заметного ныне у первопроходцев аутентичного исполнительства, и от погони за звуковыми эффектами, коими грешит, например, даже Ринальдо Алессандрини с Concerto Italiano (2000). Релиз Collegium Vocale Ghent – бережная реновация старинного опуса. Индивидуальность каждой вокальной линии сочетается с калейдоскопичным динамизмом; бережное отношение к нюансам – каждый аккорд расцветает, острота диссонансов раскрашивается все новыми нежными красками – с абсолютной естественностью речи. Свобода владения музыкальным временем позволяет использовать в некоторых мадригалах (Ah dolente partita, Si ch’io vorrei morire) предельно медленные темпы.

Еще одна удача этой записи – богатое звучание вокального ансамбля: в нижних регистрах – густое и бархатное, а в верхних – в меру яркое и чистое. Гениальная находка: Херревеге решил не оставлять своих певцов в одиночестве – их компаньоном на протяжении всего альбома будет лютня. Тембр этого винтажного инструмента – теплый, его тихие наигрыши обрамляют каждый из мадригалов. А еще это дополнительная краска. Добавляя время от времени к звучанию голосов несколько лютневых аккордов, Херревеге словно открывает в партитуре новое глубинное измерение.

Anima dolorosa – таково название альбома. В мадригале, начинающемся с этих слов, неизвестный поэт вопрошает: «Скорбящая душа, чья жизнь полна стольких мук и терзаний, сколько ты ненавидишь и говоришь, размышляешь, удивляешься и чувствуешь, – доколе ты будешь дышать? На что надеешься?» Лирические герои Монтеверди смертельно измучены любовными страданиями, горькая сладость которых привязывает их к жизни так, как не способно привязать ничто другое. Болезненное, вдохновляющее и бессмертное чувство… Слушайте Монтеверди в исполнении ансамбля Collegium Vocale Ghent и позвольте вашей душе задышать любовью!

Jurowski Conducts Stravinsky, Vol. 1. London Philharmonic Orchestra, Vladimir Jurowski</br>LPO Релизы

Jurowski Conducts Stravinsky, Vol. 1. London Philharmonic Orchestra, Vladimir Jurowski
LPO

«Кольцо нибелунга» – капитал и искупление любовью Релизы

«Кольцо нибелунга» – капитал и искупление любовью

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера

Germaine Tailleferre</br>Her Piano Works, Revived (Vol. 1)</br>Grand Piano Релизы

Germaine Tailleferre
Her Piano Works, Revived (Vol. 1)
Grand Piano

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера Релизы

Путеводитель по записям музыкальных драм Рихарда Вагнера

25 июля «Тристаном и Изольдой» открылся ежегодный Байройтский фестиваль – место притяжения вагнерианцев со всего мира.