Мощная «Буря» обрушится на Большой театр События

Мощная «Буря» обрушится на Большой театр

Предпремьерные откровения постановщиков и артистов

4-7 июля Большой театр покажет финальную премьеру сезона – балет «Буря» в постановке Вячеслава Самодурова на музыку Юрия Красавина. На пресс-конференции в преддверии события команда постановщиков и артистов поделилась впечатлениями от совместной работы над произведением Шекспира.

Либретто к балету написал Вячеслав Самодуров, которому важно «ставить то, что ты понимаешь и сам чувствуешь». На вопрос, какое главное чувство он испытал, погружаясь в мир Шекспира, Самодуров ответил: «Я скажу не очень популярную вещь, но мне очень нравятся спектакли в театре “Глобус”. Они, может быть, не велики по режиссуре, но ты понимаешь, что это действительно народный театр и искусство для очень широкой массы. Оно интересное, оно грубое, оно смешное. Наверное, эта микро- или макровселенная, заложенная в эту пьесу, и была моим первым ощущением».

Самодуров признался, что инициатива поставить балет на сюжет «Бури» исходила от него: «Я выступил с этим предложением, и его приняли».  Хореографа привлекла в первую очередь неоднозначность пьесы, которая, по его мнению, балансирует на грани комедии и трагедии. А дальше «методом проб и ошибок» собралась постановочная команда.

С кем-то Вячеслав Самодуров уже неоднократно сотрудничал. Например, вместе с композитором Юрием Красавиным и художником Алексеем Кондратьевым он поставил балет «Танцемания» в Большом театре. «Их объединяет то, что это интересные люди, которые способны выслушать тебя, но интерпретировать твои мысли абсолютно по-своему. Именно этот интеллектуальный толчок мне и необходим. Мне не хочется вариться в собственном соку», – рассказал Самодуров. Посотрудничать с художником по костюмам Игорем Чапуриным хореограф планировал давно, но те проекты не состоялись: «Поэтому было здорово встретиться с ним на территории Большого театра».

Для Юрия Красавина это уже вторая, после «Пиковой дамы», балетная партитура для Большого театра в этом сезоне. Композитор пояснил, что над каждой партитурой работал не меньше года. По его словам, в первую очередь он хотел передать роскошь пьесы Шекспира: «Эта прекрасная пьеса – нечастый гость на сцене, так как она достаточно приглушенная по эмоциям».

С хореографом, говорит Красавин, были некоторые разногласия: «Для меня [в «Буре»] главная линия – любовная, но Слава категорически убирал всякие сентиментальные моменты, и эта линия не стала главной. Главными в итоге стали маги, дýхи, жизнь на острове».

Самодуров же защищает свое мнение: «Когда в музыке на сцене ты слышишь сентиментальность, это очень просто. Это берет зрителя. Но я не очень понимаю, что тогда мне здесь делать. Я понимаю, что нет места для меня как для хореографа, а мне хочется вместе с композитором и артистами более сложным путем привести зрителя к этим эмоциям».

Первая постановка «Бури» состоялась в России в 1821 году (Александринский театр). В 1827-м «Буря» была впервые показана в Большом театре и включала в себя музыкальный пролог из произведений Луиджи Керубини и Даниэля Штейбельта в аранжировке Катерино Кавоса. По признанию Вячеслава Самодурова и Юрия Красавина, в процессе создания балета никто из них намеренно не искал вдохновения в чужих одноименных произведениях. «Я принципиально не стал знакомиться [с другими работами]. Я знаю, что есть такой балет, но я не стал в него заглядывать», – сообщил Красавин. Как бы вторя ему, Самодуров сказал: «Наверное, хорошо, что “Бурь” в балете не так много, поэтому сейчас я работал с чистого листа. Конечно, мы знаем интерпретации этой пьесы в кино, как “Книги Просперо” Гринуэя. Также есть спектакли, снятые на пленку. Было интересно все это собирать, но у нас пластический театр, поэтому такие вещи не могут быть заимствованы напрямую».

И все же, чем вдохновлялся композитор? «Я использовал Семнадцатую сонату Бетховена, которая во всем мире традиционно называется Tempest, то есть “Буря”. У нас это название как-то не прижилось, в отличие от “Лунной” сонаты. Когда мне предложили писать [балет], моей первой мыслью было то, что там будет использована Соната № 17».

Партитура, в которой звучит саксофон, аккордеон и много ударных, а также имеется несколько номеров, стилизованных под условную старину, стала профессиональным вызовом для музыкантов. «Партитура получилась сложная, и оркестр с ней не сразу справился. У нас ее играют два состава», – поделился Юрий Красавин. Но артисты остались довольны. «Сперва было сложно найти счет, – рассказал Марк Чино, исполнитель роли духа воздуха Ариэля. – Но когда долго с этой музыкой работаешь, она становится очень понятной, и в оркестровой версии она звучит очень лаконично и ясно». Прима-балерина Анастасия Сташкевич, которая исполнит роль Миранды, тоже высоко оценила труд Красавина: «Музыка очень танцевальная, и в то же время под нее удобно [работать], она передает характер каждого персонажа. В дуэте она помогает найти эмоции между влюбленными, а в соло она ложится в основу характера героев».

Говоря о персонажах, артисты поделились опытом работы с Вячеславом Самодуровым. «Конечно, когда мы готовимся к новой партии, мы в первую очередь все хватаем первоисточник и начинаем читать, – сообщила Анастасия Сташкевич. – Могу сказать, что уже по первым картинам понятно, что образ Миранды у Вячеслава Самодурова получился более объемным и выпуклым, чем в книге. [В балете] эта девочка довольно строптивая, она проявляет свой характер и в отношениях с отцом, и при первой встрече с Фердинандом».

«Я готовлю партию Ариэля, – рассказал Марк Чино. – В первую очередь этот персонаж олицетворяет природу, воздух. И в данной хореографии хорошо получается показать эту воздушность».

Похожи ли отношения между артистами и хореографом на отношения между Ариэлем и Просперо? Марк Чино с улыбкой задумался: «В какой-то степени действительно похожи, но у нас с хореографом более дружеские отношения. Все же Ариэль прислуживает, выполняет приказы Просперо, а мы не то чтобы выполняем приказы, скорее, откликаемся на предложения хореографа».

«Что касается хореографии, выученным классическим артистам пришлось привыкать к новому для них танцевальному языку. «С Вячеславом мы уже не первый раз встречаемся в зале, и это был самый сложный репетиционный процесс. Были и слезы, и несогласие, и радость от поиска и находок, – рассказала Анастасия Сташкевич. – Мы привыкли всегда добиваться легкости в танце, чтобы зрителю вообще не было видно наших усилий. А Вячеслав от меня постоянно требует “мяса”, говорит: “Настя, я хочу потяжелее, хочу почувствовать твой вес!” Для меня все это очень необычно и непривычно, но в то же время вызывает интерес выход из зоны комфорта».

Марку Чино, в свою очередь, стоило усилий совместить новую для него танцевальную технику с сюжетной линией: «Сперва было сложно это совмещать, потому что начинаешь думать о пластике хореографа. У него нет классических рамок, но есть требование выполнять [движения] не по классическому канону. Когда долго танцуешь классическую хореографию, хочется загнать себя в эти рамки».

Воплотить непростые образы на сцене помогло художественное оформление балета. Художник-постановщик Алексей Кондратьев опирался на свои впечатления от картины Айвазовского «Среди волн» и от работ американского абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока. Однако помещать сюжет балета в определенную географическую точку художник не захотел: «Место действия этого балета – это такой волшебный остров, куда спрятался волшебник Просперо. В театре всегда важно принять решение, что это такое: что это за остров, где он находится, как мы его решим. Не хотелось бы соединять его с какими-то природными или общественными реалиями. В какой-то момент я понял, что, сколько живу на свете, постоянно где-то вокруг бушуют бури. Все время что-то случается, на что я никак не могу воздействовать. И единственное место, где можно спрятаться, – это театр, сцена».

Для художника Игоря Чапурина философская сторона «Бури» тоже стала ключевой в интерпретации костюмов: «Это последняя пьеса Шекспира, так что это история о прощении либо о самоуничтожении. Для меня эта сложная психологическая тема важна в контексте того, как человечество разбирается, как быть собой и как быть со своими фобиями. И Слава очень нестандартно подвел меня к своим мыслям». Художник также рассказал о главной стихии произведения: «Для меня это, конечно, воздух, потому что любое счастливое разбирательство с самим собой – это нечто воздушное, а не губящий огонь. Поэтому мне кажется, что и Слава – за максимальное добро».

Костюмов было пошито уйма, зрителю обещают изобилие ручной работы и множество росписей, чтобы передать атмосферу необитаемого острова, населенного только магами и духами. Одним из самых интересных персонажей для Игоря Чапурина стал злой невежественный дикарь Калибан, который в конечном счете, благодаря режиссерским находкам Вячеслава Самодурова, тоже очищается. «Каждый танцовщик в роли Калибана бесконечно красив. С ними было тяжело работать, потому что тяжело делать самых красивых людей некрасивыми. Они это передают своей хореографией и своей эмоцией. Но Калибан у нас очень нестандартен, и в этом я вижу успех Славы как режиссера», – подытожил Чапурин.

Проект получился сложным, большим и, как честно признался Алексей Кондратьев, дорогим: «Мы не хотели удивить зрителя ценой и спецэффектами, но мы попытались найти какую-то новую эстетическую позицию в этом спектакле. Именно она, как мне кажется, должна произвести  впечатление».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»